Наши лужи
В селе Орт Алматинской области утонул годовалый ребенок. Как сообщает МЧС, "во дворе дома на территории молочного комплекса по неосторожности упал в лужу с водой и скончался на месте.” Какой глубины была та лужа не уточняется, да и много ли малышу надо. Это потом он бы рос, и все происходящее вокруг укладывалось в какие-то стандартные, привычные масштабы. А в его годы, вернее в год, все виделось огромным и опасным. Как, собственно, и бывает в жизни: то, что одному человеку видится незаметной мелочью под ногами, для другого - заоблачные высоты. Как говорят в народе, “түйесі жоқ ауылға тайлақ атан көрінеді”. (Аулу, что верблюда не имеет, и верблюжонок - верблюдом покажется).
На прошедшей неделе правительство решило потратить 750 миллионов тенге на снос аварийных и заброшенных зданий в моногородах республики. Хорошее дело. Умиляет другое: то, как объясняли необходимость выделения этих денег.
- Практически во всех моногородах, - убеждал коллег вице-министр регионального развития, - есть аварийные и брошенные объекты, которые негативно сказываются на настроении населения и отрицательно влияют на социальную обстановку.
Как старая поговорка учит, “Үндемеген үйдей пәледен құтылады”.
(Молчание от самой большой беды избавляет). Такое впечатление, будто чиновник говорит о какой-нибудь луже посреди улицы. Дескать, неприятно же смотреть, “ негативно сказывается на настроении”. На самом-то деле, как мне кажется, боль в другом. В том, что в этих аварийных, а иногда и в брошенных, домах ("объектах" на языке людей по ту сторону гниющих стен) все еще живут люди. Часто многими десятилетиями. И "отрицательно влияет на социальную обстановку” не вид этих развалюх, а условия, в которых все еще приходится существовать многим нашим согражданам.
Хотя , не исключено, что я зря упрекаю вице-министра: может быть, тот не совсем точно высказался? У наших чиновников это бывает. Вплоть до того, что в Актау решили организовать для своих начальников годичные курсы повышения квалификации. За парты сели даже два заместителя акима области и сразу несколько районных. Все, как положено - оценки, домашние задания… Будут развивать профессиональные и лидерские качества. Я, конечно, извиняюсь, а как же эти люди попали на свои должности - без профессиональных и лидерских качеств? “Қорқақ қол бастай алмайды” (Боязливый не будет войско возглавлять), говорили предки.
- Жалобы населения, - вздыхает аким области, - как раз и свидетельствуют о том, что услуги государственные предоставляются некачественно. Чтобы решить эти проблемы, мы и будем обучать наших госслужащих. Мы будем создавать кадровый резерв.
Но самое интересное в этой новости то, что оплачивают учебу неназванные спонсоры. Получается, тамошним предпринимателям настолько надоела неумелость своих чиновников, что они готовы любые деньги приплатить, лишь бы те хоть как-то соответсвовали своим креслам.
Прошедшая неделя была еще и футбольной - чемпионат мира приближается. Наши сначала сломили сопротивление "карликов" с Фаррерских островов, потом проиграли мастеровитым шведам. И кого-нибудь это удивило? Известные казахстанские тренеры еще перед игрой советовали сборной нанять психолога:
- Он помог бы ребятам поверить в себя. Они должны знать, что можно играть с любым соперником.
А зачем тогда эти взрослые дядьки в трусах выходят на поле, если не побеждать? Если они заранее готовы к поражению? Вот приедут в будущем году в Бразилию три десятка команд. Пять-шесть - за чемпионским кубком, а что там будут делать остальные? Бороться за выход из группы? В чем смысл какого-нибудь пятнадцатого места? Как говорится, “базар - бай, алушы - кедей”. (Базар богат, да беден покупатель).
- Вот, - скажут потом тренеры и руководители федераций, - четыре года назад были шестнадцатыми, а теперь уже пятнадцатые. Успех налицо, надо продолжать работу.
И слышится мне в таких заявлениях только одно: попытка объяснить "не зряшность” существования спортивных чиновников с окладами, офисами, машинами, и даже неким социальным статусом в своей футбольной “луже”. В общем, “Алдыңа ас қойдық, екі қолыңды бос қойдық” (Была бы перед гостем еда, а руки у него найдутся всегда).
Так устроена жизнь, говорим мы. Годовалый ребенок утонул в дворовой луже. Никто не виноват. Много ли малышу надо, чтобы захлебнуться? Еще древние знали: “бәле қайда - бассаң, аяқ астында”. (Беда нежданно появляется всегда).
Но вот вопрос: а почему там была лужа?