
Время, когда автомобильный бренд "Татра" перестал быть на слуху в Казахстане, наступило совсем недавно, в 2016-м году. Именно тогда закончился трехлетний контракт между командой Astana Motorsport и чешским производителем грузовиков.
Время, когда автомобильный бренд "Татра" перестал быть на слуху в Казахстане, наступило совсем недавно, в 2016-м году. Именно тогда закончился трехлетний контракт между командой Astana Motorsport и чешским производителем грузовиков.
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Так была поставлена последняя точка в истории, которая берет свое начало с середины прошлого века – именно тогда в Казахстан пришли первые грузовики марки "Татра", которые впоследствии очень полюбились водителям.
Однако стоит отметить, что наши водители любили не только грузовики, но и легковые "Татры".
О легковых "Татрах"
Первый легковой автомобиль на одной из старейших и знаменитых компаний восточной Европы собрали еще летом 1897 года. И был это не просто какой-то трехколесный самодвижущийся экипаж, а спецтранспорт для графа Поттинг-Першинга – главы австрийского автоклуба.
Фото: журнал QAZ-Auto
Машина получилась отличная, отчего на фабрике, специализирующейся до того на выпуске вагонов, решили перенаправить все усилия в новое русло – в автомобилестроение. За последующие тридцать пять лет ворота предприятия "Татра" покинуло много интересных моделей, среди которых были модели Т11, Т70 и Т80.
Но на выпуске обычных гражданских моделях компания не хотела останавливаться, и поэтому в 1934 году миру был представлен первый лимузин компании - "Татра Т77". Это был первый серийный автомобиль в мире с аэродинамическим кузовом. А учитывая, что у новой "Татры" была заднемоторная компоновка, двигатель воздушного охлаждения и стоимость как у "Роллс-Ройса" – авто сразу приковало к себе взгляды.
Фото: журнал QAZ-Auto
Спустя пару лет выпустили усовершенствованную версию этой же модели - Т87, которая продержалась на производстве до 1950 года.
Следующий виток в истории выпуска представительских автомобилей случился в 1956-м, когда на всеобщее обозрение была представлена "Татра" Т603, – модель, получившая известность далеко за пределами родной Чехословакии (тогда Чехия и Словакия были одним государством).
Фото: журнал QAZ-Auto
Чешский взгляд
Если говорить о Т603 как об автомобиле, то следует отметить факт, свидетельствующий о том, что люди, увидев это творение инженерной и дизайнерской мысли не могли оставаться к нему равнодушными.
Фото: журнал QAZ-Auto
Слегка перефразировав и немного утрируя, можно сказать так: новая "Татра" либо покоряла сердца людей, либо наносила им душевные травмы.
И дело здесь не в чем-то конкретном, как может показаться, а картине в целом: конструкция имела хребтовую раму (такое в автомобилестроении больше никто не применял), заднемоторную компоновку (необычное явление для премиума класса), довольно странную заднюю подвеску, качающуюся на полуосях.
Фото: журнал QAZ-Auto
При этом благодаря округлым формам Т603 обладала очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления, что позволяло разгоняться двухтонной махине до ошеломительных, для середины "пятидесятых", 160 километров в час.
Именно последнее подтолкнуло чешское руководство выдвинуть эти машины в раллийный и кольцевой автоспорт, где они впоследствии, будут показывать неплохие результаты и вновь напомнят всему миру о великом европейском автопроизводителе.
Не для народа
Широкой мировой публике новоиспеченный автомобиль из Чехословакии был представлен на выставках Италии, Франции и США, где по задумке руководства страны должны были отыскаться потенциальные покупатели.
Фото: журнал QAZ-Auto
Но ожидаемого ажиотажа вокруг необычной "Татры" не произошло, - за последующие годы там было продано считаное количество "шестьсот третьих". Оценили данное транспортное средство только в странах бывшего соцлагеря, а на выставке в западногерманском Висбадене даже наградили Золотой лентой за стиль, концепцию и элегантность.
Не лучшим образом обстояли дела со спросом в самой Чехословакии - там этот автомобиль не поступал в розничную продажу, отчего предприятию оставалось довольствоваться мизерными заказами от госучреждений и верхушек власти.
Фото: журнал QAZ-Auto
Хотя при всем этом стоит отметить, что у себя на родине и в других дружественных странах рекламная компания модели Т603 разворачивалась невероятно широко. Было огромное количество плакатов, на которых правительственный лимузин, окрашенный в яркие цвета, находился в окружении прекрасных особ женского пола, причем иногда полуобнаженных.
Фото: журнал QAZ-Auto
Постоянно транслировались видеоматериалы о технических особенностях автомобиля, которые позволяют добиваться успехов в автоспорте и так далее. Для чего это делалось, до сих пор неясно.
Т-603 у нас
Чешские лимузины поставлялись в СССР наряду с грузовиками этой же марки. Однако их количество было значительно меньше. Немало "шестьсот третьих" было и в Казахстане – кое-где до сих пор встречаются останки этих уникальных лимузинов.
Фото: журнал QAZ-Auto
Что до конкретных примеров, эти автомобили приходили к нам как служебный автотранспорт для партийных и политических руководителей взамен денег, которые Чехословакия должна была за наши природные ископаемые.
Фото: журнал QAZ-Auto
Также многим директорам крупных заводов, которые заказывали самосвалы "Татра" для нужд предприятия, присылалось по одному легковому автомобилю (разумеется, не бесплатно).
Фото: журнал QAZ-Auto
Нельзя сказать, что для заказчиков это было большой радостью, ведь обслуживание и ремонт были недешевыми. Кстати, о цене: модель Т603 обходилась вдвое дороже горьковской "Чайки", хотя выглядела несколько хуже, была меньше в размерах и не такой удобной!
Фото: журнал QAZ-Auto
По этой причине многие "Татры" сразу же передавались в МВД и КГБ - там внешность и удобства мало кого интересовали, а вот динамические показатели чешского лимузина, наоборот, вызывали уважение.
Фото: журнал QAZ-Auto
P. S. за девятнадцать лет на производстве модель Т603 дважды получала обновление. Первое - в 1962-м - тогда заводчане избавились от странной головной оптики, состоящей из трех элементов, которые заменили обычной формулой из двух сдвоенных блок фар.
Фото: журнал QAZ-Auto
Второе - в 1968-м - на автомобиль наконец-то начали устанавливать дисковые тормоза.
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Автомобиль как лицо армии: на чем открывают парады в разных странах
- От сафари до скорой помощи: самые неожиданные модификации легендарной "Нивы"
- Старые и потрепанные: как живет музей игрушечных авто времен СССР в Таразе
- Мы не полетим: о будущем летающих авто
- Внедорожный "Москвич": история с печальным концом