KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.99
EUR / KZT - 377.83
CNY / KZT - 50.51
RUB / KZT - 5.27

Повышение цен на бензин - единственный способ избежать дефицита

29 мая 2015, 17:59
17

21 августа цены на бензин в Казахстане поднялись. "Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующих размерах с учетом НДС: дизельное топливо - 115 тенге за литр; Аи-80 - 89 тенге за литр; Аи-92/93 - 128 тенге за литр", - говорится в приказе об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.


Чуть позже стало известно, что для стабилизации ситуации на рынке было решено ввести дополнительные объемы бензина АИ-92 из России. В конце августа - начале сентября решено было завезти 34 тысячи тонн нефтепродуктов, из них бензина марки АИ-92 - 10 тысяч тонн, бензина марки АИ-95 - 5 тысяч тонн, и дизельного топлива - 19 тысяч тонн. Дополнительный транш в сентябре - около 176 тысяч тонн нефтепродуктов, в том числе бензина марки АИ-92 - 140 тысяч тонн, дизельного топлива - около 36 тысяч тонн.

Выступает "За"
Сергей Смирнов

Сергей Смирнов Аналитик нефтегазового сектора

Голосовать
12
Да: К сожалению, повышение цен на бензин в Казахстане, на мой взгляд, сейчас единственный способ хоть как-то избежать дефицита топлива. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обеспечивают рынок топливом лишь на 60 процентов. Остальные 40 процентов - это поставки из-за рубежа, в основном из России. После февральской девальвации российский бензин стал непроходным по цене. На казахстанско-российской границе цена за литр Аи-92 составляет около 125 тенге. Если к ним прибавить транспортировку, хранение, операционные расходы, то цена превысит 150 тенге, а у нас она зарегулирована на уровне 128 тенге. Поэтому это (свершившееся) повышение цены не решило проблем с дефицитом бензина. Насытить отечественным бензином казахстанский рынок будет возможно лишь после модернизации НПЗ, срок завершения которой постоянно сдвигается. Если ранее она намечалась на 2014 год, то теперь она должна завершиться в 2018 году. Чтобы решить проблему с дефицитом в ближайшее время, остается только один вариант - оставить регулируемыми цены на наше отечественное топливо (Аи-80, АИ-92 и ДТ) и сделать свободными цены на российское. Тем более, что качество российских нефтепродуктов значительно выше - Евро-4,5, а у нас - Евро-2. Государство само искусственно создает проблему этого дефицита тем, что затягивает с модернизацией НПЗ и строительством нового завода, регулированием оптовых цен на топливо. Все проблемы перекладывает на потребителя. Острая нехватка отдельных видов топлива периодически вынуждает государство на короткое время дотировать цены на них, тогда "КазМунайГаз" заставляют закупать российское топливо себе в убыток. Но период таких "дотаций" длится недолго, поскольку их целью является снижение ажиотажного спроса и, соответственно, острого недовольства населения. Длительное время дотировать разницу государство не будет.
Выступает "Против"
Оразалы Сабден

Оразалы Сабден Независимый эксперт-экономист

Голосовать
204
Нет: В данной ситуации должна проводиться правильная государственная политика. Мы ведь нефтяная, ресурсная страна, а те цены, что установились на бензин сегодня - это просто фантастика! Я, конечно, не призываю, как в Туркменистане, установить очень низкие цены на газ, бензин, электроэнергию и прочее. Я не против рыночных отношений. Но нельзя забывать, что пенсионеры, учителя, врачи нуждаются в государственной социальной поддержке. Ведь если дорожает бензин, идет цепная реакция - цены растут на все, включая коммунальные услуги, продовольственные товары, предметы первой необходимости. Чтобы этого не случилось, государство должно подходить к этому вопросу осторожно и взвешенно. Насколько тяжело будет бюджетникам, малоимущим? Никто этого не просчитывает, к сожалению, хотя у нас много ведомственных институтов и министерств, и они должны провести серьезную работу и просчитать, какая цена в данном случае будет справедливой. Подорожанием бензина в России нельзя объяснять рост цен в Казахстане. Из России в нашу страну сейчас завозится около 40 процентов от объема потребности Казахстана в ГСМ. И цена повышается именно на этот бензин. Пусть разницу в стоимости российского бензина субсидирует государство из Нацфонда. В Национальном фонде у нас имеется 100 миллиардов долларов - эти деньги специально предназначены именно для таких случаев. Депутаты должны сейчас первым делом рассмотреть этот насущный вопрос - принять закон о субсидировании. Депутаты должны вызвать соответствующего министра и потребовать у него расчет стоимости литра бензина. Почему именно такая цена, из чего она складывается, насколько смогут люди потянуть такую цену и прочее. В любом случае это не должно ложиться тяжким бременем на социально уязвимые слои.
Нравится
Показать комментарии (17)