Расходы АО "Пассажирские перевозки" увеличились в девять раз. Об этом в ходе заседания Счетного комитета по вопросам исполнения бюджета сообщил член СК Александр Горяинов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Расходы АО "Пассажирские перевозки" увеличились в девять раз. Об этом в ходе заседания Счетного комитета по вопросам исполнения бюджета сообщил член СК Александр Горяинов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"По итогам 2014-2015 года финансово-хозяйственная деятельность АО "Пассажирские перевозки" являлась убыточной. В связи с увеличением расходов на обслуживание пассажирских вагонов и снижение пассажирооборота за 2015 год по сравнению с 2014 годом убыток увеличился на девять миллиардов тенге или в девять раз. Одновременно за 2014 и 2015 годы имеет место снижение использования вместимости вагонов", - сообщил Горяинов.
Он отметил, что действующий механизм субсидирования убытков перевозчиков, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально значимым направлениям, не стимулирует их к увеличению количества и повышению качества пассажирских сообщений и не направлен на достижение конечного результата по перевозке пассажиров, как предусмотрено законом о железнодорожном транспорте и Бюджетном кодексе.
"В результате наличие противоречия в двух подпунктах пункта 5 Методики субсидирования убытков перевозчика отсутствует единый метод определения перевозчиков для выплаты субсидий. Раздельный учет расходов перевозчиков также не предусмотрен. Нарушение правил субсидирования убытков перевозчика в результате ошибки в расчетах, накладных расходов, Комитетом (Комитет транспорта МИР РК - прим. автора) излишне перечислены АО "Пассажирские перевозки" субсидии в сумме 112, 8 миллионов тенге", - проинформировал член Счетного комитета.
Кроме того, Горяинов отметил, что в стоимость аренды вагонов у АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания" включены затраты на приобретение новых вагонов на 17,5 миллиарда тенге, что привело к увеличению арендной платы более чем в два раза.
"При этом АО "Пассажирские перевозки" арендует вагоны у своей дочерней организации - АО "Пассажирская лизинговая вагонная компания", которому ранее эти вагоны переданы в счет пополнения уставного капитала. Таким образом за счет средств республиканского бюджета приобретаются активы, в то же время государственный пакет акций не увеличивается", - подчеркнул Горяинов.
Он добавил, что договоры на субсидирование между Комитетом и перевозчиками составлены не на должном уровне. Так, предусмотрено удержание Комитетом суммы субсидирования в случае выявления их нецелевого использования пропорционально выявленной сумме. При этом не определены цели, на которые перевозчики должны использовать полученные средства, и не предусмотрена мера ответственности исполнителя в случае невыполнения объемов пассажирооборота.
Вице-министр министерства по инвестициям и развитию РК Берик Камалиев ответил, что по выявленным нарушениям будет проведена соответствующая работа.
"Ряд нарушений, как было проинформировано, выявлен по вопросам субсидирования "Пассажирских перевозок" железнодорожным транспортом. Хотелось бы отметить, что с 1 января 2017 года мы вообще в целом планируем отойти от субсидирования убытков и перейти на субсидирование регулируемых государством расходов перевозчика. В частности, будут субсидироваться расходы перевозчика: услуги магистральных железнодорожных сетей, локомотивные тяги и аренда содержания вагона.
Это даст прозрачность процесса в целом путем сокращения расходов перевозчиков. Конечная цель - это повышение доходов от перевозок. И, конечно, есть большие расходы у "Пассажирских перевозок", которые надо активизировать. Тут есть, конечно, объективные и субъективные причины", - отметил вице-министр.
Он добавил, что в рамках реализации закона РК "Изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам железнодорожного пассажирского транспорта" от 9 апреля 2015 года пересматриваются основные нормативно-правовые акты, где замечания от Счетного комитета в целом будут учтены.
"В целом я хочу сказать, что после этого совещания мы в министерстве с участием руководства компании "Казахстан темир жолы", в которую входят "Пассажирские перевозки", проведем совещание. Виновные лица будут привлечены к ответственности, все замечания будут учтены", - заключил Камалиев.