ПОДЕЛИТЬСЯ
05 сентября 2019 | 10:21
Дирижер Абзал Мухитдинов: Нужно давать публике возможность выбора
Его дирижерский репертуар включает более 250 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и более 40 оперно-балетных спектаклей. Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена "Курмет", заместитель главного дирижера Абзал Мухитдинов рассказал о важности изучения языков, "твердом", "жидком" и "газообразном" характере дирижера.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Его дирижерский репертуар включает более 250 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и более 40 оперно-балетных спектаклей. Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена "Курмет", заместитель главного дирижера Абзал Мухитдинов рассказал о важности изучения языков, "твердом", "жидком" и "газообразном" характере дирижера.
- Седьмой театральный сезон "Астана Опера" открывает оперой "Биржан - Сара", в которой вы являетесь дирижером-постановщиком. Национальная классика - это уже своего рода традиция для старта сезона?
- Безусловно. Мы решили, что должны показать нашу казахскую оперу, которая совсем недавно произвела фурор в Боровом, где была представлена под открытым небом на поляне Абылай хана. Этот спектакль пользуется неизменным успехом и собирает аншлаги. Оперу исполнят известные певцы, в этот раз также состоятся и дебюты. В нашем театре опера идет в новой музыкальной редакции. Это шедевр нашего оперного искусства, который написан и вышел в советское время. Есть моменты, которые не соответствуют нашей действительности, поэтому мы поставили его по-другому, бережно сохраняя музыкальный материал, но взгляд на некоторые вещи был изменен. Мы подошли к постановке с глубоким осмыслением. Любой сценический музыкальный спектакль, чтобы оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велению времени. У композитора Мукана Тулебаева музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере "Биржан - Сара" композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня "Айтпай" является экспозицией образа главного героя. В завершении спектакля позволили себе включить песню Биржана "Темиртас", которая по своей сути является жизненным итогом композитора, к сожалению, достаточно печальным. Плач Биржана исполняется хором а капелла, и это всегда завораживает, всегда горячо воспринимается публикой, наступает катарсис - слушатели плачут, плачут и музыканты оркестра. Эта песня, трансформированная в реквием, хорошо вписалась в контекст этой оперы. Многие исполнения новой музыкальной редакции показали, что такой финал жизнеспособный. Думаю, жемчужина нашей классики - опера "Биржан - Сара" - лучший выбор для открытия сезона.
- Известно, что это лето вы провели в работе. Расскажите немного подробнее о своих проектах.
- Летний сезон был достаточно насыщенный в международном плане. Начал его с симфонического концерта в Польше, где дирижировал Симфонией № 5 Чайковского, Концертом для скрипки с оркестром Мендельсона, кроме того, исполнялось и мое произведение, то есть я выступил и как композитор. Следующий проект прошел в Болгарии, в городе Пловдив, где была исполнена опера "Сила судьбы" Верди. Для меня это знаковый проект, потому что в Казахстане эта опера не идет, и это стало для меня настоящим творческим вызовом. В Пловдиве выступаю уже не первый раз, до этого дирижировал здесь оперой "Катерина Измайлова" Шостаковича. Опера Шостаковича - это период ХХ века, и со стилистической точки зрения она является большим челенджем для всех дирижеров.
В июле с большим успехом прошли гастроли "Астана Опера" с балетным спектаклем "Спартак" в Риме, организованные Министерством культуры и спорта. Я выступил дирижером двух спектаклей, очень порадовал теплый прием итальянской публики. После этого уехал в Венецию давать мастер-классы с ведущими мировыми солистами. В их числе - Барбара Фриттоли и Рамон Варгас, они готовили вокалистов, я готовил дирижеров. Кульминацией этих мастер-классов стало концертное исполнение оперы Верди "Травиата" в Большом зале Венецианской консерватории имени Бенедетто Марчелло. У меня были студенты из Италии и Эстонии. Для итальянцев было большим открытием, что казахстанцы владеют материалом и могут сказать новое слово в интерпретации данного произведения. За то небольшое время проведения мастер-классов студенты сделали огромный скачок. Теперь эти студенты настроены приехать в Казахстан для дальнейшего обучения по специальности. Считаю, что для нашей страны очень важно, что к нам будут приезжать из далеких стран дирижеры изучить тонкости нашей профессии, которые они не могут получить у себя. И это показатель высокого уровня Казахстана в достижении культуры и образования за годы независимости.
- Чем завершилось лето?
- В августе снова вернулся к балету "Спартак", получив приглашение от организаторов Международного фестиваля оперы и балета (Россия) и пожелание от легендарного хореографа-постановщика этого спектакля Григоровича, чтобы я встал за дирижерский пульт. Мы исполнили этот балет с труппой Новосибирского театра оперы и балета, солистами из Мюнхена и Большого театра. Два спектакля были разные, так как исполняли совершенно разные касты, это был очень интересный опыт. Мне предложили продолжить сотрудничество, а именно дальнейшие совместные выступления в Азии, Европе, Америке…
- Это значит, что вам предстоит работа с разными оркестрами, общение с музыкантами на разных языках. Где вы изучали иностранные языки и получили такую блестящую профессиональную базу?
- Мне очень повезло, когда я пришел в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы, и на первом же занятии мой педагог сказал о необходимости серьезного изучения иностранных языков. Прислушавшись к совету, поступил в Алматинский педагогический институт иностранных языков, где в течение двух лет изучал английский, продолжая обучение в консерватории. Когда заканчивал факультет оперно-симфонического дирижирования, уже второй год работала программа "Болашак", и по ней я сдал тест в Британском совете. Уехал учиться в Великобританию, там защитил диссертацию, жил в языковой среде, не только разговаривал, но и думал на этом языке. Когда ты хорошо знаешь хотя бы один европейский язык, это очень хорошо в нашей профессии. Но я считаю, что дирижер должен знать 6-7 языков. Поэтому я и сейчас продолжаю изучение языков и надеюсь, что в скором будущем смогу на них говорить.
- Бывает, что вы импровизируете прямо на сцене?
- Это бывает всегда. Дирижер, как и любой артист, обязан владеть искусством импровизации. Но любая импровизация должна быть подготовленной. Поэтому степень, с которой ты импровизируешь, варьируется, но в любом случае это должно быть красиво и не ломать общего контекста.
- В вашей профессии нужна твердость характера?
- Дирижер должен иметь пластичный характер. Пластичность подразумевает три разных консистенции, то же, что характеризует воду. Это единственное вещество, которое может существовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном: лед, жидкость и газ. Дирижер должен быть проникающим, как вода. Его слова должны проникать в сознание музыкантов без усилий, не должны встречать сопротивление. Это налагает на дирижера большую ответственность: он должен говорить точно по делу. Нужно адресно сказать каждому музыканту, какую он допустил ошибку. И в данном примере нужно проявлять твердость характера. Говоря о газообразном состоянии, дирижер должен создать атмосферу. Если вы бывали на море или в лесу после грозы, ощущали в воздухе озон - это то, что должен сделать дирижер в работе с коллективом. Аура, которая объединяет всех музыкантов. Перед тем как выйти к оркестру, работает с композитором. Изучая партитуру, должен понять, что хотел сказать композитор, и потом от его лица передает музыкантам, которые в свою очередь передают слушателям.
- Что вам больше импонирует - создавать концертные программы или участвовать в подготовке постановки?
- В работе над постановкой у тебя огромное количество времени, так как спектакль рассчитан на годы, десятилетия. Концерт - это шоу, это эмоции, то, что нужно людям. Человек в течение дня переживает много эмоций. Просыпается с одними чувствами, в течение дня общается с людьми, засыпает совсем с другими мыслями. Так же и с концертными программами, которые должны быть разнообразными, интересными - это тоже очень близко мне. Как и работа над большими полотнами, в которых ты общаешься с публикой через тот результат, который показывают солисты. Это как с литературой: можно читать Шекспира, Достоевского, Ауэзова, а можно читать рассказы Шукшина - все нужно и интересно. Чем больше диапазон переживаний у дирижера, тем больше он может передать энергии, в этом и заключается его задача. Так получилось, что я люблю и концерты, и большие постановки. Всегда стараюсь создавать такие программы, которые бы отвечали запросам большего спектра зрителей. Кто-то первый раз приходит послушать классику, кто-то "гурман". Нужно сделать программу таким образом, чтобы она не потеряла своей концертности, а была яркая, красивая, свежая, чтобы в ней присутствовал стиль, чтобы все было на высоком интеллектуальном уровне.
Театр всегда будет пользоваться большой популярностью, потому что он может дать много и сразу. Я надеюсь, что, начиная этот сезон, мы будем продолжать линию - работать глубоко, широко и давать публике возможность выбора.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также