ПОДЕЛИТЬСЯ
20 июля 2020 | 19:58
Александр Мурашев в эфире i-balaqai. Другая школа, или Школа будущего
Журналист, писатель Александр Мурашев в эфире проекта i-balaqai поделился своим видением школы будущего, а также объяснил, почему дистанционное обучение не найдет отклика в сердцах детей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Журналист, писатель Александр Мурашев в эфире проекта i-balaqai поделился своим видением школы будущего, а также объяснил, почему дистанционное обучение не найдет отклика в сердцах детей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта – компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Другая школа
По словам Александра Мурашева, люди приучили ставить себе цель, но никогда не наслаждаться процессом. Поэтому обучение в школе называют принуждением. Он же видит иное ее назначение, а именно - естественный процесс рождения, поддержанный извне людьми, которые горят своим делом.
Так, другую школу, не ту, к которой мы привыкли, не нужно терпеть.
"В моей книге один из героев говорит о том, что фраза "учиться, учиться и еще раз учиться" довольно страшная, как будто нас все время готовят к моменту, что будет дальше после того, как мы окончим школу, но никогда не в процессе. У нас нет внимания на то, что происходит сейчас. Мне кажется, это деструктивная модель воспитания, потому что за эти 10-11 лет мы формируем в себе ожидание чего-то. Постоянно учимся ради аттестата, ЕГЭ в нашем случае, в России. Потом мы идем работать и работаем ради зарплаты, в отношения вступаем ради брака или ребенка. Все время драма отложенной жизни получается, что ты не живешь, а готовишься к жизни. Поэтому, когда мы говорим, что не так со школой: ровно не так в этом направлении", - объяснил журналист.
Важной остается тема успешности ученика. Что важнее, его оценки, или то, как он реализовал свой потенциал.
"Представьте, что вы директор, что для вас успех ученика? 28 100-балльников по ЕГЭ или 12 будущих Тарковских. А если эти 28 100-балльников большинство будет продавать жалюзи, окончив школу с медалью, окончив с красным дипломом. Где здесь успех? Важно понять, как мы измеряем успех", - задается вопросом Мурашев.
Это та критическая точка, как ее называет журналист, которая не дает принять и перенять европейский опыт.
"Вопросы, которые вы услышите от людей, которые с трудом воспринимают информацию про западные, европейские школы, будут следующие: "Где нобелевские лауреаты датские, финские и шведские? Почему они такие расслабленные? Почему они воспитывают счастливых водителей троллейбуса?" Это момент, который мы не понимаем. Если мы говорим про советское население - это то, что мы пытаемся и пытались выпустить будущих академиков, профессоров".
Образование в его понимании - треугольник, который включает ребенка, учителя и семью:
"Умение договариваться, играть на одной стороне поля - это то, что, мне кажется, самое важное, что можно сделать".
В шведской независимой школе Kunskapsskolan процесс делится на 45 шагов обучения, родитель может в любой момент подключиться и помочь ребенку.
"Эта коммуникация сплачивает, и это то, чего нам не хватает", - утверждает Александр Мурашев.
В процессе написания книги о том, как процесс обучения изменился после внедрения удаленного образования, он общался с несколькими экспертами. Один из них, молодой специалист, считает, что идеальная школа будущего является комбинацией онлайна и офлайна.
В этом симбиозе вполне возможно проводить некоторые уроки в онлайн-режиме, но иметь возможность получать знания и при живом контакте с преподавателем.
"Мы поневоле познакомились с огромным количеством электронных ресурсов и возможностями взаимодействия", - добавляет спикер, отмечая, что в одной из московских школ на онлайн-уроки литературы были приглашены современные писатели.
Зачем нужна школа
Он вспомнил статью, которая вышла год назад в New York Times. В ней говорилось, что самое дорогое и люксовое, что есть, - это контакт с человеком.
"Онлайн – это дешевый, простой способ, а контакт с человеком, менторство – это самое ценное, что может быть"
Александр Мурашев считает, что школа - это то место сосредоточения людей, которые заражают тебя энтузиазмом.
"Одна из самых важных целей учителя – прийти и "заразить" тебя".
По его словам, выпускники школ чаще запоминают не содержание уроков, а людей, чье влияние и идеи оказались наиболее сильными. К примеру, один из богатейших людей России однажды рассказал, что, когда он вспоминает школу, ему на ум приходит история с учителем географии. Он не любил носить галстук, а носил его как шейный платок. Активный протест, что можно оставаться собой при любых обстоятельствах, отпечатался в памяти юношей.
"Самое важное, что тебе не даст онлайн, – это взаимодействие с человеком на уровне обмена искоркой. Искорка никогда не возникает онлайн. Ты можешь любые знания найти, получить кучу информации, но заразить тебя процессом и сделать так, чтобы ты увлекся и всю жизнь занимался, машина никогда не сможет", - отмечает писатель.
При написании своей книги Александр Мурашев посетил множество муниципальных образовательных учреждений в разных странах мира. К примеру, в Дании по закону школа обязана быть интересной. Согласно ежегодным опросам, датские дети заскучали на уроках, поэтому решено было создать объединения по интересам. В небольшом классе собирались обычные школьники, которые учились играть на скрипке или флейте.
"Такие вещи дают понимание, что обычная государственная школа может отходить от привычной концепции, что ты учишься ради аттестата".
"Мне кажется, что недопонимание возникает из-за наследия советской эпохи, когда интерес и удовольствие от процесса казались чем-то чуждым. До сих пор есть установка ментальная, что если не задолбался на работе, то ты не работал, по большому счету. То же самое касается учебы. Ты не можешь наслаждаться процессом", - подчеркивает он.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психолог, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram
Показать комментарии
Читайте также