1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

i-balaqai: Советы от Елены Венгерской для развития памяти и речи ребенка

Педагог Елена Венгерская в эфире проекта i-balaqai поделилась практическими советами по развитию когнитивных функций ребенка, в том числе памяти и речи. Эксперт советует уделять большее внимание двигательной активности детей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта – компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Елена Венгерская объяснила, что память и внимание - это равенство, и если не развивать одно, то можно потерять другое. Она советует то время, которые люди проводят в гаджетах, находясь на самоизоляции, тратить с пользой - читать книги и общаться.

"Мы должны дружить с книгами, с общением, потому что мы теряем самый главный когнитивный аспект – память".

Педагог считает, что требования в процессе обучения детей обоснованны, поэтому родитель должен предоставить доступ к палитре знаний. 

"Ребенок должен попробовать все. Великие психологи говорят: "Ребенок должен и петь, и танцевать, и играть на клавишных, для того чтобы развивать весь аспект мыслительных и познавательных действий. Что мы делаем в своем детском центре? Играя, обучаем. Ребенок даже не подозревает, какую информацию мы ему даем", - отмечает она, подчеркивая, что благодаря таким положительным вспышкам закрепляется результат.

"Многие говорят: "Не надо трогать". Хорошо. Лежите вы полгода на диване, что даст? Здоровья нет, того нет, желания нет. Как в психологии: 21 день - и мы привыкаем ко всему. Этого не должно быть. Чтобы функционировали все аспекты, но не давать должны себе лениться", - уточняет эксперт.

Спикер призналась, что, когда внедряла новые методики в свой проект, сомневалась, осилят ли дети программу. Выяснилось в ходе программы, что гибкий разум ребенка готов поглощать огромный поток информации.

"Язык, игра, математический счет - все легко впитывается, когда разум еще гибкий. Поэтому здесь очень легко обучать, играя. Бехтерева из Института мозга человека говорила: "Не нужно ничего записывать, нужно все запоминать. Не нужно ничего в свои электронные дневники писать, нужно больше запоминать", - считает она.

По словам Елены Венгерской, новорожденным важно с первых дней слушать классическую музыку и мамин голос. При этом родители часто включают записи мультфильмов или сказок. Педагог придерживается мнения, что этого недостаточно.

"Алфавит включают, игрушку говорящую, мама говорит: "На, отстань, только меня не трогай. Мне некогда". Конечно, те, кто производит, им надо, чтобы купили. Мы, как педагоги, кричим: "Убирайте эти говорящие игрушки. Сами расскажите эту сказку. Сами поиграйте в эту сказку". Пусть это будет кукла, которая заговорит. Она поможет ребенка направить", - советует эксперт.

Следующий шаг в развитии ребенка - это обращение родителей. Важно, чтобы взрослые разговаривали с ним на равных, интересовались его мнением, а не потакали капризам и исполняли любое желание. 

Она рекомендует массировать пальцы ребенка для развития мелкой моторики рук:

"Это самое главное, чтобы ребенок заговорил. Я рекомендую поиграть в "Непонималочку". Он не может сказать, что хочет пить, дайте ему ложку. Потребуйте, чтобы гортанный звук вышел. Мы как делаем? Он показал на что-то, мы быстро даем. Серое вещество - оно такое, оно ленивое. "Что это я должен напрягаться? Меня понимают". Это вина родителей, что они готовы вместо них все сделать. Только показал, мы готовы выполнить. Дайте сложную ситуацию", - утверждает Елена Венгерская.

Когнитивные процессы - не только внимание, память и речь, но и восприятие окружающего мира:

"Я всегда педагогам говорю: "Нет плохих детей, есть плохие педагоги. Ставьте оценку себе". "Я не могу справиться с этим ребенком". "Хорошо, давай садиться вместе. Что у тебя не получается? Как не получается?" В игровой форме все получится. Пусть он сидит под партой. Ему там комфортно. Он слышит. Не надо его оттуда вытаскивать".

Еще один совет от педагога с 30-летним стажем: школа должна начинаться с зарядки, а каждая перемена - проходить в активных играх.

"Я к тому, чтобы ребенок приезжал в школу в спортивном и сразу делал зарядку. Мы делаем веселые зарядки, чтобы ребенок мог потанцевать, у него проснулся мозжечок. Потом он переодевается и идет за парту".

"Мы знаем очень много плохих слов, а добрых? Давайте на каждый шаг говорить доброе слово, и кто выиграет? Мы должны приучить к доброму отношению", - в такую игру она предложила поиграть с маленькими детьми.

Кроме того, как отмечает эксперт, детям трудно усидеть 30-40 минут за партой, поэтому 8-10 раз в течение урока можно прерываться на двигательную активность. 

В своей практике Елена Венгерская применяет материальную стимуляцию ребенка к учебе. Таким образом сверстники, оглядываясь на достижения друг друга, стремятся их превзойти.

"Нас воспитывали так, что никаких материальных поощрений. Я ни в коем случае не хочу навязывать кому-то это. Каждый родитель выбирает сам. Почему я в школе это ввела? Чтобы ребенок стремился. Кто-то получает 2 тысячи, кто-то тысячу, кто-то 500 тенге, а кто-то просто за желание. Это стало стимулировать: "Я тоже хочу". Именно так", - подчеркивает она.

Также в развитии когнитивных функций большую роль в жизни ребенка играет творчество. 

"Нужно давать площадку для творчества ребенка, чтобы он хотел что-то мастерить, творить, выдумывать. У многих сейчас жизнь стала только в окне, пусть оно будет площадкой для творчества. Пусть сегодня там будет дождик, завтра солнышко", - педагог предлагает оформить окно, находясь на самоизоляции.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram