1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Марина Хан в эфире i-balaqai. Ошибки родителей в онлайн-обучении

Эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан в эфире проекта i-balaqai поделилась советами, как родителям организовать летний досуг детей, заняв их бесплатными онлайн-курсами, которые предлагают международные образовательные программы. Она также объяснила, что дистанционное обучение может быть не только академическим. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

"Если мы посмотрим на историю, сколько лет онлайн-обучению? Это все еще в зародыше находится. До этого веками люди учились при помощи глиняных табличек, палочек, пера и прочее, прочее", - рассказывает Марина Хан.

Эксперт добавила, что термин e-learning получил признание на конференции в 1999 году, а первая программа для онлайн-обучения была написана для университета Иллинойса в 1960 году. Позже в Великобритании запустили Open University с огромным разнообразием курсов. В 1990 году онлайн-программы появились в школах. По словам Марины Хан, к 2025 году индустрия онлайн-образования будет стоить порядка 325 миллиардов долларов США.

"Раньше образование было как правильное домашнее питание. Ты приходишь - и тебе первое, второе, третье, компот. Все нормой взвешено, состав просчитан. Ты все скушал, молодец. А сейчас образование похоже на шведский стол в пятизвездочном отеле, когда ты видишь и перед тобой все. Задача ребенка понять, что он хочет, правильно выбрать, а потом еще и в правильном сочетании и правильном количестве все это потребить. Поэтому здесь помощь родителя заключается в том, чтобы наблюдать, что ребенку нравится, если это соответствует вашим ожиданиям и планам, то обязательно поддержать", - объясняет она.

Отметим, 3 миллиона 200 тысяч школьников начали финальную четвертую четверть в формате дистанционного обучения, для которого были задействованы несколько платформ. 

"Во время эпидемии свиного гриппа несколько лет назад многие школы подстегнули, чтобы развивать программы онлайн. По данным ЮНЕСКО, 91 процент всех школьников мира в апреле перешел в онлайн. Наверное, эта эпидемия ускорила процесс перехода", - объясняет она.

Марина Хан считает, что причиной, по которой многие казахстанские родители оказались не готовы к кардинальным изменениям в подходе обучения их детей, стало отсутствие вовлеченности в процесс.

"Родители привыкли к тому, что школа обучает. Наша задача выбрать школу, обеспечить необходимым ребенка, а дальше это вопрос школы. То есть родителей, которые по-настоящему вовлечены в этот процесс, не так много. Они смогли оказать ребенку всяческую помощь, я думаю, что у них все продолжается успешно. У меня масса примеров", - утверждает она.

Менее подготовленные родители оказались в стрессовой ситуации, когда, помимо внешних факторов, им пришлось учиться понимать расписание, содержание предметов и обеспечивать техническую подготовку.

"Последствия не очень положительные. Высшая школа экономики подсчитала, что до 40 процентов знаний не получили дети в четвертой четверти. Поэтому много будет делаться, чтобы дополучить их в летний период", - поясняет Марина Хан.

Родителям важно поставить задачу, чему научить ребенка за лето, и разработать стратегический план. В этом ему могут помочь многочисленные компании, которые раньше организовывали летние кампы и программы.

"Я объясняю родителям: "Вам не нужно визу получать, тратить сумасшедшие деньги на билет, бояться вируса, образование сейчас вы можете получить дома за приемлемые деньги. А многие иностранные школы онлайн-программы ведут бесплатно, отвечая на всемирную эпидемию. У них есть Tester day (пробный день - прим.), можно взять на один день, посмотреть, нравится ли, и записаться. Если мы говорим о стоимости, то процентов 70 бесплатны, а есть программы, которые, например 10 дней обучения танцам, стоят 100 долларов США", - объясняет она.

"Родителям детей постарше, особенно тем, кто уже на этапе, когда нужно подумать об образовании и зачислении в университет, я всегда говорю: "Что любая приемная комиссия, которая будет рассматривать ваши документы в университет, обязательно спросит: чем вы занимались летом 2020 года?"

Выпускники, которые планируют поступление в престижные университеты, должны обратить внимание на академическую подготовку. Марина Хан советует воспользоваться известным бесплатным ресурсом Khan Academy.

"При выборе академической программы нужно проверить соответствие национальным стандартам или экзаменационным советам разных стран. Кроме того, существует огромное количество внеклассных занятий", - отмечает она, добавляя, что при обучении нужно составить программу и определить приоритет.

"Я думаю, что школы наши в онлайн совсем не уйдут. Они, может, придут к гибридному состоянию, если ситуация будет неблагоприятная. Нам обязательно нужно быть гибкими".

Она называет эффективным обучением тогда, когда есть контакт между учителем и ребенком. Тесная связь могла сложиться за первые три четверти или несколько лет обучения. В случае если контакт был до перехода, то и в процессе дистанционного получения знаний ситуация не изменится.

"Мне кажется, что этот переход на онлайн-обучение селекцию среди учителей проведет. Хороший учитель станет еще лучше, потому что он получил дополнительные преимущества, способы, методы обучения. А педагогам, которые не очень в профессии, придется большой путь преодолеть, чтобы соответствовать всем стандартам".

Еще одной причиной возникших трудностей в онлайн-обучении стали паника и стресс родителей, которые отразились и на детях.

"Один из важных аспектов - это умение доверять ребенку. Я никогда не забуду свой родительный опыт, когда моему ребенку было 6-7 лет. Я  разговаривала в школе с учителем и спросила у нее: "Как поддерживать мотивацию к обучению?", она говорит: "А дети уже должны быть самомотивированными в этом возрасте". 7-8-летний ребенок должен быть самомотивированным. Она мне сказала: "Доверяйте больше".

Доверительные отношения с детьми помогут в процессе обучения, подчеркивает спикер.

"Когда родитель внедряется, то ребенок отходит вообще, ему не надо что-то делать, он ждет, когда родитель решит его проблемы. Это не очень верно. Это напрямую связано с вопросом ответственности. Мы же хотим, чтобы дети выросли ответственными и отвечали за результаты своего труда. Зачем мы тогда внедряемся в их процесс?" - задается она вопросом.

Помощь взрослых может заключаться в обеспечении условий обучения, то есть качественный Интернет, компьютер.

"Сам процесс выполнения, получения и отправки домашнего здания — это задача ребенка, потому что он основной объект обучения".

Также она против того, чтобы родители ругали учителя. В будущем это может стать одним из оправданий, почему ребенок не выполнил домашнее задание.

"Когда родители признаются ребенку, что они чего-то не знают, и учатся вместе, тогда результат больше. Ребенок больше на себя ответственности берет и учится отвечать за то, что он делает", - отмечает эксперт, советуя не забывать о чтении книг и организовать Book club с обсуждением прочитанной главы, например во время ужина.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram