1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Елена Бурьевая в эфире i-balaqai. Как справиться с капризным ребенком

Практикующий детский психолог, арт-терапевт Елена Бурьевая в эфире проекта i-balaqai поделилась несколькими практиками и советами, как родителям справиться с истерикой, капризами и гневом ребенка. Она объяснила, почему детский плач должен раздражать. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта – компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Елена Бурьевая объяснила, что, так же как и ходить, говорить, родители учат своих детей разбираться с эмоциями. Так, первые 4-5 лет ребенку даны на то, чтобы он мог познакомиться с базовыми чувствами.

"Когда ребенок с какой-то эмоцией встречается, то взрослый подсказывает, говорит: "Это все нормально. Ты сейчас злишься. Это все нормально. Ты грустишь", спокойно реагирует, тогда ребенок понимает: "Да, то, что со мной происходит, это все хорошо", - объясняет психолог.

В случае если взрослый не знает, как себя вести, то и ребенок теряется.

"Эмоция - это мгновенная реакция на какое-то действие, на какое-то слово. Она абсолютно не зависит от нашего мозга, мы не можем ее контролировать. Когда она приходит, мы ее можем отследить и перенаправить каким-то экологичным способом. Но чаще всего эмоция детьми не отслеживается", - считает она, отмечая, что эмоция гнева длится 90 секунд.

У маленьких детей в одну единицу времени только одна эмоция, то есть смешанных чувств у него быть не может. Поэтому гнев ребенка моментально сменяется радостью. У взрослых переживания сложнее, поэтому после того, как ребенок забыл о предмете своей вспышки, мама может остаться в недоумении. Из-за непонимания появляются дополнительные истерики и капризы, утверждает Елена Бурьевая.

Детский плач

К детскому плачу у взрослых сложилось определенное отношение, и оно не носит положительный оттенок. Но благодаря слезам ребенок, не умеющий говорить, сигнализирует и доносит информацию о своих потребностях.

"Будем честны, не каждый взрослый может объяснить, что с ним происходит, что уж говорить о детях. Ко мне часто приходят на прием родители и говорят: "Помогите мне, пожалуйста. Я не могу, когда он истерит, меня всю колбасит". Я говорю: "Подождите. Давайте разбираться. Вам 30, вы не можете управлять своими эмоциями, но при этом хотите, чтобы трехлетний ребенок мог управлять. Так не бывает". Соответственно, когда ребенок не может говорить, но есть у него определенные потребности, и для того, чтобы взрослый эти потребности выполнял, он должен как-то подавать сигнал. Взрослый должен как-то на этот сигнал реагировать", - продолжает эксперт.

В первые годы жизни ребенка плач особенно раздражает нервную систему взрослого человека. Это было эволюционно придумано, чтобы люди оборачивались: "А все ли в порядке?" Елена Бурьевая поясняет: поэтому удалось сохранить жизни многих детей.

"Когда ребенок плачет, мы о нем вообще не думаем. Мы думаем, что нам стыдно, некомфортно, неудобно, "он меня раздражает и вообще позорит". О ребенке мы в этот момент не думаем. Детский плач - это своеобразный позыв, что что-то происходит".

Психолог подчеркивает, что человек может поделиться только тем, чем заполнен его внутренний мир. У молодых мам, оставшихся без ресурсов, могут возникнуть проблемы с грудным кормлением. Единственным выходом в этой ситуации может стать полноценный отдых. 

Рекомендации психолога

Спикер эфира подчеркивает, что эмоциональная система устроена таким образом, что радость сменяет грусть и наоборот. Елена Бурьевая приводит в пример дерево, которое качается на ветру. Будь его ствол не таким податливым, любой порыв сломал бы.

Для ребенка очень важно ощущение безопасности, которое ему дают взрослые. Им необходимо спокойно реагировать, такое поведение существенно снижает тревогу детей. Психолог рекомендует не ставить малыша центром своего мира или делать его главой семьи.

"Как говорит психолог Екатерина Мурашова: В природе утята идут за мамой-уткой. Если утенок не пойдет за мамой-уткой, он умрет, потеряется, его съедят и так далее. Так и у людей, дети идут за родителями".

Можно наблюдать, когда излишне участливые свекрови или тещи, стараясь помочь уже взрослым детям, могут ненароком задеть их семейный очаг. По мнению психолога, вина родителей заключается в том, что они не научились жить своей жизнью.

"Очень часто, когда мы смотрим на детей, которые бегают и прыгают на площадках как Маугли, ведут себя как хулиганы, и нам кажется: "Боже мой, какой ребенок. Он такой невоспитанный". Но на самом деле в глубине у этого ребенка большая боль, он пытается найти эти границы, найти правила, и он ждет, когда родитель ему скажет: "Хватит. Этот опасно. Иди сюда". Он ищет эти границы, хочет знать, что он значим для мамы, для папы, его любят, что он в безопасности", - объясняет она.

Есть и другой пример, дети, любой каприз которых выполняется незамедлительно, вырастают тревожными: "Как только начнутся возрастные страхи ребенка: "Ой, мне так страшно. А они делают все, как я хочу. Значит, они не могут меня защитить". Здесь начинается - грызут ногти, крутят волосы и какое-то агрессивное, импульсивное поведение".

Любая реакция родителей закрепляет поведение ребенка. Например, малыш хочет поиграть с маминым телефоном, на ее отказ реагирует плачем, истерикой, обессиленная мама сдается под его натиском. Победа ребенка закрепляется, и он понимает, что таким поведением можно добиться желаемого. В этой ситуации мама может поступить иначе - отказать: "Нет, это нельзя". Ребенок начал заливаться слезами, а мама ответила: "Я понимаю, да, тебе очень хочется этот телефон. Ты сейчас расстроен. Может, злишься на меня. Но я не могу тебе его дать, могу тебя пожалеть, обнять, поцеловать".

Психологические практики для ребенка и родителей

Существуют и другие практики, позволяющие снять напряжение. Одной из них является арт-терапия, когда родитель позволяет на большом полотне, ватмане рисовать. Психолог проводит аналогию между эмоцией гнева, которая дает ощущение расширения. Необходимо скатать шарик из фольги и попытаться "высосать" им накопленные негативные эмоции ребенка.

Еще одна методика, которую могут использовать и родители, и дети, - это крик. Прямой выход гнева в виде пятиминутного крика даст снижение напряжения. 

Эмоцию невозможно подавить, она со временем найдет выход с еще большей интенсивностью, считает психолог. Одной такой дверью может стать письмо, адресованное предмету, вызывающему агрессию или гнев, а также можно написать себе же ответ.

"Очень важно помнить, что задача родителей научить детей жить без родителей" , - добавила Елена Бурьевая.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психолог, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram