1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Николай Негай в эфире i-balaqai. О дистрессе и подростковом суициде

Генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай в эфире проекта i-balaqai рассказал, что одним из последствий стресса может стать суицид. Эксперт объяснил, на что нужно обратить внимание и как предотвратить трагедию. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Николай Негай объяснил, что существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Первый является приспособительной реакцией организма и помогает преодолевать определенные трудности. А второй основан на воображении, негативе, который может привести к определенным отрицательным явлениям.

"Что же такое стресс? Это есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование или изменение окружающей среды, когда ему нужно приспособиться что-то сделать и так далее", - отмечает он.

В 80 процентах случаев от реакции родителей зависит, какой стресс возникнет у ребенка:

"Если родитель нормально воспринимает стрессовую ситуацию, которую преодолевает как защитную, тогда это нормально и ребенок преодолевает это. Если у родителя начинается паника, дистресс, он начинает слишком думать об этом, ночами не спать и так далее. Конечно, на ребенке это сказывается, и он может получить дистресс. Поэтому здесь самое главное - состояние родителя в этой ситуации".

Эксперт подчеркивает, что беспокойство о потомстве - это нормальный эволюционный процесс, который заложен генетически.

"Мы, может, меньше заботимся о родителях, о себе, но больше заботимся о детях и думаем о них. Для нас любое изменение, связанное с детьми, является более стрессовым фактором, чем все остальное. Поэтому родители, конечно, больше переживают, и это сказывается на детях", - считает он.

Существует концепция биопсихосоциальной модели поведения человека в стрессовой и дистрессовой ситуациях. Согласно ей три фактора (био-психо-социальный) являются и защитными, и патогенными практически во всех случаях. Когда один из них выпячивается, его необходимо выравнять, подчеркивает Николай Негай. Если плохое здоровье, нужно лечить у врача, а по двум другим обратиться к психологу или психотерапевту.

  • Биологический фактор принадлежит к генетике и означает личностную предрасположенность, характер, заболевания. В данном направлении задачей родителей стало обеспечение ребенка соответствующими условиями, забота о его здоровье, режиме и питании.
  • Психологическая сторона влияет на отношение к чему-либо или кому-либо. Взрослый, транслируя личное положительное отношение, может скорректировать негативные эмоции ребенка.

"Есть буквально трехсекундные приемы. Когда вы заходите домой, вы обязательно похлопываете ребенка по плечу либо определенный контакт есть", - советует спикер, добавляя, что одновременный контакт с приветствиями поможет наладить связь.

  • Социальные отношения складываются между родственниками (микросоциальное окружение) и различными институтами (макросоциальное окружение).

"К сожалению, наш опыт и разум иногда затмевают какие-то вещи, которые идут от сердца и души. К ним надо чаще прислушиваться. Мы очень часто считаем, что необходимо поступать разумно и по алгоритмам. В отношении с детьми от этого нужно отходить, потому что они это четко чувствуют".

Дистресс возникает тогда, когда ребенка запирают в безвыходной ситуации.

"Экзамен – это рубеж, барьер, но не первый и не последний шаг", - утверждает спикер, добавляя, что прошлый опыт помогает справиться с негативом, а мысли о будущем мотивируют.

Несмотря на то что экзамены являются такими же универсальными стрессовыми факторами, как и конфликты, не все дети выдерживают напряжение.

"Родители всегда должны давать обходные пути: "Ты приди, скажи, поговори". Бывает так: "Не сдашь экзамен, можешь домой не приходить". То есть такие вещи обрубают все концы. Если говорить о суициде, то это сложный, комплексный и достаточно длительный динамический процесс", - объясняет он.

По его данным, в 90 процентах случаев суицид - это следствие депрессивного расстройства, которое длится не менее двух месяцев.

"Когда происходит нарушение обменных процессов. В данном случае серотонина, норадреналина и дофамина".

В течение как минимум двух месяцев ребенок находится в состоянии дистресса. В это время он ищет помощи у близких ему людей: друг, старший товарищ, брат, мама, папа, дедушка, учитель или тренер, который является авторитетом для ребенка, занимающегося спортом.

"Попытки не бывают демонстративно-шантажными. Любая демонстративно-шантажная попытка может привести, к сожалению, к суициду. Два месяца у нас есть шанс прервать это. И прервать за счет трех причин: биологической, социальной и психологической. В эти два месяца у него обычно изменяется поведение, он становится замкнутым, раздражительным. Можно услышать запах сигарет или алкоголя. Изменения будут заметны", - отмечает Николай Негай.

Согласно проведенным им исследованиям, окружающие замечали сигналы, которые им подавали дети незадолго до того, как покончить жизнь самоубийством.

"Но они не знали, что это сигналы, на которые необходимо обратить внимание. Они не знали, что это сигналы, когда он просит о помощи. Если даже он раздраженно ответил и хлопнул дверью, это не то, что он не хочет разговаривать, это то, что он говорит: "Я готов к диалогу. Я сигнализирую вам". Это делается, конечно, неосознанно. Он хлопает дверью, чтобы вы обратили внимание", - резюмирует он.

Психолог напоминает, что стресс - нормальное явление.

"Любой ребенок обычно испытывает стресс пред экзаменом. Он вспоминает самые стрессовые ситуации и то, как он вышел из них. В голове он прорабатывает эту дорожку. В стрессовой ситуации несколько сужаются действия, и мы идем по проторенным дорожкам, о которых мы подумали ранее или подготовили ранее", - поясняет он.

По его словам, экзамен лишь один из барьеров в жизни, и далеко не самый трудный. Поэтому важно провести переоценку важности экзаменов.

"К сожалению, многие ставят так, что это некий рубеж, после которого все будет замечательно и прекрасно. Если сдашь экзамен – жизнь удалась. Экзамен — это лишь промежуточный этап, и родители, учителя и ребенок должны понимать это", - рассказывает Николай Негай.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза, педагог, психолог Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram