1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Виктория Шиманская в эфире i-balaqai. Роль наставника в жизни подростка 22 июня 2020, 21:42

Доктор психологии Виктория Шиманская в эфире проекта i-balaqai рассказала, как научить подростка самостоятельности, не повышая, а снижая требования.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

Доктор психологии Виктория Шиманская в эфире проекта i-balaqai рассказала, как научить подростка самостоятельности, не повышая, а снижая требования. Она дала рекомендации родителям в поиске профессионального направления их детей. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

От 11 до 18 лет в организме человека одновременно происходит несколько важнейших процессов. В первую очередь заметные физиологические изменения и нейрофизиологические - эмоциональные и коммуникативные проявления.

"Подростки — это момент перестройки организма, взросление, переход на новый этап. Формируются новые нейронные системы, полностью перестраивается рост органов, поэтому все проявления, конечно, все равно идут от физиологии", - объясняет Виктория Шиманская, отмечая, что у родителей может возникнуть когнитивный диссонанс при виде почти взрослого человека с порой детским мышлением и реакциями.

Несмотря на желание взрослых приучить детей к ответственности, повышая требования - "ты должен хорошо учиться. Больше помогать дома, еще ответственность за братьев и сестер", их необходимо, наоборот, снижать, советует психолог. Именно такой способ научит самостоятельности.

"Отпускать родители не умеют. Они все еще хотят контролировать, как он одевается, в те ли он игры играет, а точно ли он в тот вуз собирается идти, а какие у него оценки, а те ли у него друзья, а подростку как раз важно получить момент самостоятельности, и он уже искренне начинает сопротивляться. Поэтому они становятся такими ежиками и поэтому очень важно написать список требований, а потом минимум половину вычеркнуть из него, чтобы осталось минимальное количество таких требований, которые действительно для вас принципиально важны в коммуникации с подростком. А дальше отпускать к самостоятельности и быть открытой бухтой, к которой всегда можно прийти в сложной ситуации", - объясняет она.

Возраст, когда можно позволить ребенку стать более самостоятельным, каждый должен определить индивидуально. 

"До 14 лет мы максимально смотрим персонально. У современных детей очень сильный контакт, им необходима поддержка родителей, у них складывается эта коммуникация, можно начинать пробовать самостоятельность", - уточняет спикер.

По ее словам, самодеятельность начинается не с того, чтобы отправить ребенка и не видеть его несколько месяцев, ее истоки в мелочах. Поэтому нужно позволить малышу делать выбор одежды в детский сад, какую книгу ему прочитать, постепенно расширяя этот круг.

Известно, что на этапе подросткового возраста все большее влияние оказывает среда - сверстники и появление наставников. Чтобы ребенок не оказался вовлеченным в нежелательную компанию в реальной жизни или киберсреде, нужно организовать его досуг, где он сможет проявить себя.

"Этим руководят не просто взрослые люди, а очень подкованные манипуляторы. Они знают, на что надавить. На что идет давление? На то, что мама тебя не понимает, она от тебя требует, а что они тебе дали. Дальше идут возможности отторжения от родителей. Это то, чего добиваются манипуляторы в первую очередь", - подчеркивает Виктория Шиманская, вновь добавляя, что это еще одна причина, почему необходимо снизить требования.

"Требования нужно сократить для того, чтобы сохранить контакт. Да, может быть, он не будет отличником. Я могу сказать, что исследования показали, что получение только пятерок, наоборот, затмевает состояние профессионального самоопределения. В результате ребенок просто не слышит себя. Не оценки самое главное, важен контакт, доверие", - резюмировала она.

Раскрытие таланта и интереса подростка - это лучшая профилактика попадания его под влияние каких-то групп, утверждает психолог.

"В 90 процентах случаев можно это предотвратить на первых этапах. Если мы действительно сохраняем доверие и понимаем, что у него есть среда. Поэтому важно знать реальных друзей подростков. Пару раз пригласить их к себе в гости. Я думаю, это тоже возможно. Это уже минимальный уровень безопасности, который будет обеспечен", - отмечает спикер.

Она рассказала про схему, которая называется "Икигай", ее смысл заключается в том, чтобы подросток, отвечая на три вопроса, смог выстроить дорогу раскрытия предназначений.

  • А что нужно людям? Нужно интересоваться трендами, изменениями в различных областях. Родители могут воспользоваться своими социальными связями для проведения интервью со специалистом в интересующей подростка сфере.

"Нетворкинг родителей в отношении возможностей интервьюирования один из лучших способов профессиональных проб, потому что для подростков родитель не является, уже знаете, как нет пророка в своем отечестве. Ему очень важно появление наставника и опыт коммуникации, интервьюирования, осознание этой профессии, а главное, доверительные отношения какого-то взрослого — это лучшая инъекция для подростка и его развития, чтобы он не попадал во всяческие антисоциальные группы".

  • Что я люблю? У ребенка все будет хорошо, если он пойдет в ту профессию, которая ему по душе. Ребенок никогда не сможет стать выдающимся в своей профессии, если она ему не нравится. Абсолютно любая сфера может стать источником и дохода, и профессиональной реализации подростка.
  • В чем я силен? Нужно постоянно создавать условия, где ребенок может раскрыть свой талант.

"Мини-курсы сейчас есть, онлайн-программы, мастер-классы. Если эти три составляющие "Что нужно людям", "Я действительно понимаю, что мне это нравится" и "В чем я силен" соединяются, дальше мы успокаиваем подростков и родителей - тебе всегда будут за это платить".

Виктория Шиманская подчеркивает, что нет востребованных или невостребованных профессий, главное, чтобы она нравилась ребенку и отражала его предназначение:

"Тогда он сможет находить в себе силы постоянно в ней развиваться и станет выдающимся профессионалом".

Еще одной практикой в поиске призвания подростка может стать создание стены профессиональных интересов, где могут разместиться исследования, список компаний, статьи, вдохновляющие истории, потенциальные вакансии с требованиями к кандидату.

"Каждый подросток стоит сейчас перед выбором. Тренд безработицы растет. Я не хочу говорить, ой нет, не волнуйтесь, безработицы нет. Это неправда. Безработица растет. Но есть другая составляющая. Все больше требуются именно выдающиеся специалисты, профессионалы. За ними реально идет охота", - добавляет она.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram



Join Telegram