05 ноября 2019 | 11:30

С чего начинался проект "Кок-Жайляу"

Шокан Алхабаев Старший корреспондент
Фото Айнаш Ондирис

Строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" на территории горного кластера Алматы обсуждалось много лет. Проект несколько раз замораживали, дорабатывали и снова возобновляли, несмотря на протест общественников. На последнем совещании с активом города Президент Касым-Жомарт Токаев поставил точку в многолетних дискуссиях чиновников и активистов "зеленых" движений: он запретил проект. Редакция Tengrinews.kz рассказывает об основных этапах обсуждения и строительства одного из самых спорных курортов в истории Казахстана.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" на территории горного кластера Алматы обсуждалось много лет. Проект несколько раз замораживали, дорабатывали и снова возобновляли, несмотря на протест общественников. На последнем совещании с активом города Президент Касым-Жомарт Токаев поставил точку в многолетних дискуссиях чиновников и активистов "зеленых" движений: он запретил проект. Редакция Tengrinews.kz рассказывает об основных этапах обсуждения и строительства одного из самых спорных курортов в истории Казахстана.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Реклама
Реклама

С чего все начиналось?

Еще в 2002 году Нурсултан Назарбаев рассказал о планах по созданию горнолыжного курорта в Алматы. Амбициозный проект под названием "Заилийский Алатау" тогда оценивали в 1,5 миллиарда долларов. Предполагалось, что в зону курорта войдут населенный пункт Бутаковка, долина реки Катырбулак, территории, прилегающие к Медеу, Шымбулаку и Алматау.

Разработчик проекта - компания Bonita Group - предлагал построить 84 горнолыжные трассы. Общая протяженность составила бы 278 километров, а самая длинная из них - 8,5 километра. Также будущий курорт включал с себя 43 подъемника протяженностью более 20 километров. Одновременно здесь могли находиться до 50 тысяч человек.

Кроме того, предполагалось строительство лыжной станции в районе пересечения реки Есентай и проспекта Аль-Фараби, а также гостинично-развлекательного комплекса. Общая площадь комплекса составила бы более 21 тысячи гектаров. Тогда же велись переговоры с потенциальными инвесторами, однако из-за их отсутствия проект в итоге заморозили.

Проект "Кок-Жайляу". Начало. 

В марте 2007 года Имангали Тасмагамбетов, будучи в то время на посту акима, распорядился создать рабочую группу. Ее созвали в целях организации проведения зимних Азиатских игр 2011 года в Алматы. Эксперты также должны были выработать предложения по строительству "курортной горнолыжной базы "Кок-Жайляу".

По мнению экологов, именно тогда и начались первые этапы строительства курорта. Об этом свидетельствует постановление акима в июне того же года. Согласно документу акимат должен был провести проектно-изыскательские работы и другие мероприятия для строительства автомобильной дороги к горному туристическому комплексу "Кок-Жайляу".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Противоречия 

Еще одна загвоздка с планами по строительству курорта заключалась в Законе "Об особо охраняемых природных территориях". В соответствии с ним запрещались "размещение и строительство объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий", "работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем".

Однако в 2008 году депутаты Сената Парламента приняли "изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам особо охраняемых природных территорий". Теперь правительство могло переводить земли особо охраняемых природных территорий в земли других категорий в исключительных случаях, предусмотренных данным законодательным актом.

Проект "Кок-Жайляу". Этап основной

Весной 2011 года Нурсултан Назарбаев поручил построить в стране горнолыжные курорты. Приоритетным местом в Алматы была определена территория между урочищем Медеу и пиком Кумбель. Далее акиматом было создано товарищество с ограниченной ответственностью "Кок-Жайляу" и Управление туризма. Позже Министерство туризма и спорта рассмотрело мастер-план курорта в горном массиве Заилийского Алатау в урочище Кок-Жайляу.

Осенью того же года сенаторы попросили Министерство финансов выделить деньги на строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу". Однако глава ведомства Болат Жамишев сообщил, что не смог получить "убедительное обоснование расходов на три миллиарда тенге".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

2012 год

В феврале 2012 года Министерство индустрии и новых технологий представило проект "Кок-Жайляу", разработанный совместно с акиматом Алматы. Согласно обновленным данным, протяженность трасс горнолыжного курорта должна была составить 500 километров.

Стоимость инфраструктуры оценивалась в 12 миллиардов тенге. Коммерческие инвестиции - от двух до четырех миллиардов долларов. Преимущественно деньги планировали использовать на строительство отелей. На момент строительства планировали создать семь тысяч рабочих мест, а при эксплуатации обеспечить работой до 100 тысяч человек.

Как выглядел Кок-Жайляу на январь 2012 года

В курортной деревне планировалось создать порядка четырех тысяч номеров разного уровня. Основными параметрами первого этапа создания курорта являлось строительство 65 километров горнолыжных трасс и 16 подъемников.

На развитие концепции "Кок-Жайляу" выделили 350 миллионов тенге. А на строительство инфраструктуры требовалось еще 700 миллионов тенге. В возведение всех объектов частные инвесторы планировали вложить 2,1 миллиарда тенге. Сам курорт планировали открыть в 2016 году.

К концу года территорию, где запланировали строительство "Кок-Жайляу", включили в черту Алматы. Также была определена окончательная стоимость проекта. Государственные инвестиции в течение пяти лет оценивались в 450 миллионов долларов, а частные инвестиции - в 550 миллионов долларов. При суммарной инвестиции в миллиард долларов экономический эффект от реализации проекта ожидали в районе трех миллиардов.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Кампания "Защитим Кок-Жайляу!"

В это время тысячи людей выступали против идеи строительства горнолыжного курорта в национальном парке. Объединившись, активисты начали общественную кампанию "Защитим Кок-Жайляу!". Позже к ним присоединились эксперты, ученые, спортсмены и общественные организации. Открытое письмо против строительства курорта подписали более 10 000 человек.

На одной из отчетных встреч Алматы Ахметжан Есимов, будучи тогда акимом, признал, что у идеи горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" есть противники. Тогда он пояснял, что "это вполне нормальное явление", а "широкое внимание общественности делает проект прозрачным".

"Кок-Жайляу" в стиле сказочного караван-сарая

В феврале 2014 года сингапурские архитекторы показали проект будущего курорта "Кок-Жайляу". Ему решили придать образ традиционной азиатской горной деревни в стиле сказочного караван-сарая. По замыслу архитекторов строения на склонах нового курорта должны были отражать культуру, историю и самобытность казахского народа.

Недовольство экологов

Строительство нового ГЛК "Кок-Жайляу" вызвало недовольство ряда экологов и общественных организаций. Противники строительства утверждали, что в этом ущелье выпадает недостаточно снега. По их словам, гораздо разумнее было бы построить горнолыжный курорт в окрестностях Тургеньского ущелья или близ города Текели.

Зимняя Универсиада-2017 на курорте "Кок-Жайляу"?

В ноябре 2014 года стало известно, что соревнования Универсиады-2017 могут пройти на горнолыжном курорте "Кок-Жайляу". Тогда сообщалось, что начало строительства ГЛК запланировано на 2015 год, а его завершение - на 2017 год. Однако позже в дирекции зимних игр заявили, что никто не рассматривает вариант проведения Универсиады-2017 на "Кок-Жайляу".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Новая дорога на "Кок-Жайляу"

Позже стало известно, что на второй квартал 2016 года намечено начало строительства новой дороги на "Кок-Жайляу". Ее планировали построить за три года на месте старой, которая должна была протянуться от автодороги в Алмаарасанское ущелье до территории курорта "Кок-Жайляу". Длина дороги составила бы 6023 метра, ширина - семь метров. Отмечалось, что гуляющие по тропам в урочище туристы не будут потревожены во время строительства дороги.

Приостановление строительства "Кок-Жайляу"

В октябре 2015 года строительство "Кок-Жайляу" приостановили в связи с оптимизацией бюджета Алматы. Горнолыжный курорт должен был принять первых туристов уже в 2018 году. Государство должно было вложить средства в строительство подъемников, проведение коммуникаций и создание горнолыжной инфраструктуры, а бизнес - в отели, рестораны, магазины, центры отдыха и так далее.

Часть инфраструктуры была уже создана. Поэтому акимат Алматы предложил инвесторам создать легкий кемпинг на территории, где ранее планировалось построить горнолыжный курорт.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Обновленный проект "Кок-Жайляу"

К концу 2017 года стало известно, что на возобновление строительства "Кок-Жайляу" требуется еще 196 миллионов тенге. Позже экс-аким Алматы Бауыржан Байбек рассказал о деталях обновленного проекта ГЛК "Кок-Жайляу", который был разработан с учетом мнений экспертов и общественности. Разработчики внесли в проектирование существенные поправки.

В итоге в девять раз сокращена площадь застройки на "Кок-Жайляу". В два раза меньше должна была стать протяженность трасс. Стоимость проекта была снижена в два раза. А "Кок-Жайляу" планировали сделать круглогодичным курортом.

Летом 2018 года обновленный проект курорта презентовали в Алматы. Тогда было объявлено, что "Кок-Жайляу" не будет являться горнолыжным курортом в чистом виде. Строительство курорта планировали начать в 2020 году и завершить к 2022 году, а потратить - 200 миллионов долларов.

Предлагаемая концепция организации курорта опиралась на два сегмента: "Долина", которую собирались тщательно обустроить и предназначить для различных видов деятельности в течение всех четырех сезонов года, а центр "Кумбель" должен был остаться в своем естественном, нетронутом состоянии.


Эскиз обновленного проекта "Кок-Жайляу".

Новая отсрочка строительства "Кок-Жайляу"

В апреле этого года Бауыржан Байбек по рекомендации Президента Казахстана предложил вновь отсрочить реализацию проекта курорта "Кок-Жайляу". 

"Считаю, мы не должны торопиться. Нужно рассмотреть все экспертные мнения и перспективы новых локаций. Поэтому предлагаю проект доработать и пока отложить. Тем более что развитие действующих курортов, по мнению экспертов, займет не менее трех-пяти лет. За это время наберем необходимый опыт, подготовим кадры, изучим мнение жителей и гостей курортов. И только после этого сможем приступить к строительству горнолыжного курорта "Кок-Жайляу", - сказал Бауыржан Байбек.

Запрет Президента

"Чтобы каждый раз не возвращаться к этому вопросу, я сегодня запрещаю заниматься этим проектом. То есть строительство горнолыжного курорта на "Кок-Жайляу". Нам он не нужен. Тем более против него выступают все профессиональные экологи и компетентная общественность", - сказал Глава государства.

29 октября Касым-Жомарт Токаев назвал планы по строительству горнолыжного курорта на "Кок-Жайляу" проблемой и запретил проект.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная