1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Что делать, если ваш ребенок - жертва буллинга. Аружан Саин в эфире i-balaqai 15 июня 2020, 20:22

Уполномоченный по правам ребенка, руководитель общественного фонда "Милосердие" Аружан Саин в эфире проекта i-balaqai назвала алгоритм действий

Уполномоченный по правам ребенка, руководитель общественного фонда "Милосердие" Аружан Саин в эфире проекта i-balaqai назвала алгоритм действий для родителей, если их ребенок подвергся буллингу со стороны сверстников. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

По данным ЮНИСЕФ, 150 миллионов детей в мире свидетельствуют, что подвергались насилию со стороны сверстников в школе и за пределами ее стен. Существует сравнительная планка формы агрессии, которую вывели исследования, согласно которым буллингу (травля - агрессивное преследование одного из членов коллектива) в разных странах ежегодно подвергаются от 19 до 30 процентов детей. В Казахстане статистику ведет Национальный центр общественного здравоохранения при Министерстве здравоохранения. По их данным, каждый 5-й казахстанский подросток от 11 до 15 лет становится жертвой и участником буллинга. Существует также кибербуллинг (травля в мессенджерах и социальных сетях посредством унизительных сообщений, фотожаб, оскорбительных видео).

Аружан Саин дала свое трактование этого термина, буллинг – это самоутверждение через унижение достоинства другого человека, как правило, который слабее:

"Если ребенок не может самоутвердиться ни через что нормальное, хорошее, через что он должен себя проявлять и через что он должен удовлетворять свою потребность быть где-то лучше, быстрее, сильнее, тогда они начинают это делать на более слабых, на своих ровесниках, на животных в том числе. Например, у нас бывают уголовные дела, где сексуальными насильниками в отношении несовершеннолетних являются сами несовершеннолетние. Старшеклассники делают это в отношении детей младшего возраста".

Детский омбудсмен рассказала, что, когда приезжали зарубежные эксперты для помощи в судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертизах по делу мальчика из поселка Абай, она задала вопрос: "Почему дети на это идут? Как может быть такое, когда мальчики старшего возраста насилуют мальчиков?" На что писхологи и психиатры единогласно ответили, что такая форма насилия никак не связана с сексуальным влечением.

Приговор по делу мальчика из поселка Абай вынесли в Шымкенте

"Это самоутверждение подростков через максимальное унижение человеческого достоинства из-за того, что детям не в чем больше себя проявить и не через что самоутверждаться. Такие формы взаимоотношений существуют в тюрьмах, в местах лишения свободы, где-то это существует в армии", - объясняет Аружан Саин.

Кроме насилия, жертва может столкнуться не только со своим бессилием, но и родительским, а также с недоверием со стороны окружающих.

"Представляете, какой колоссальный пример получают дети, которые не могут защитить не то что себя, их родители не могут защитить. Была ситуация одна, мы ее сейчас сопровождаем, когда пострадавшему ребенку было 11 лет. Тогда в этом преступлении потенциальные подозреваемые были дети-старшеклассники, у которых родители местные крутые. У ребенка настолько было отрицание, то есть его никто не смог защитить, его родители не смогли защитить. Он стал маме проговаривать: "Если вы не смогли меня защитить, зачем вы меня родили?" То есть ребенок не может справиться сам, он видит, что с этим не может справиться его семья. У него абсолютно обоснованные выводы об этом мире, о Казахстане, об обществе, о людях в целом и конкретно".

"Когда мы начали помогать и вся ситуация начала развиваться в более-менее законную сторону, вы представляете, этот пацан, я даже не знаю, как это передать, он говорит: "Тетя Аружана, я за вас так боюсь. Вы меня сейчас так защищаете, но они же вам могут навредить". То есть при всем при том, что мир не сделал ничего, чтобы убедить его в справедливости, у него еще есть забота о других людях. Это так несправедливо, и дети делают выводы", - поделилась она.

Аружан Саин считает, что дети, глядя на то, как защищали насильников в поселке Абай, могут перестать доверять и будут бояться озвучивать случаи травли.

"Весь Казахстан, в том числе дети, наблюдал, как взрослые говорят про жертву плохие вещи, про бабушек, про маму, что она такая-сякая, что ребенок врет, что ему никто не верит. Выходит руководитель Управления образования, который заявляет: "Факты не подтвердились, мальчик врет". Дети на это смотрят со своей колокольни, и они видят, что, если ты пострадал, тебя не то что никто не будет защищать, будут обвинять, что ты лжец, врун, что твоя бабушка плохая, мама такая-сякая. Ребенок не готов это все воспринимать. Даже если это с ним произойдет, он побоится рассказать, потому что он будет бояться, что на него и его близких будет такая травля", - заключила спикер.

Другой вывод, который могут сделать дети: лучше стать агрессором самому, тогда все встанут на мою сторону.

"Да, справедливость практически во всех ситуациях восторжествовала, осуждены эти насильники, но не привлечены к ответственности те взрослые, которые защищали, не привлечены к ответственности те, кто травил этих детей и их семьи и противодействовал расследованию. Пока не будет справедливости от начала и до конца, мы не можем говорить о том, что мы в справедливом государстве правильно воспитываем наших детей", - отметила Аружан Саин.

Уполномоченный по правам ребенка озвучила последовательность, куда нужно обращаться, если ваш ребенок подвергается травле:

  • Во всех школах есть психологи, которых необходимо привлечь.
  • Писать жалобу директору школу. Если нет конкретных фактов, то с просьбой обратить внимание и разобраться. Если есть конкретные факты, то писать их.
  • В каждой школе есть инспектор, встретиться и поговорить с ним.
  • Если есть избиение, психологическое давление, травля, написать заявление в полицию.
  • Если меры недостаточны, написать заявление в Управление образование, если это происходит в системе образования, или в Управление соцзащиты.
  • Если меры не принимаются, нужно писать акиму. Предоставить предыдущие обращения, письма  копировать, сохранять и по дальнейшим инстанциям продвигать.
  • Обращаться в надзорный орган - прокуратуру.
  • Затем можно обращаться в республиканские органы власти: в Комитет по охране прав детей, Генеральную прокуратуру и к уполномоченному по правам ребенка.

"В большинстве случаев вопросы решаются как положено. В случае с детьми, которые подвергались насилию, я, к сожалению, должна признать, что для семьи остался только один выход — это переезжать", - добавила она.

"Бывают иногда резонансные случаи, которые освещаются в СМИ. Изнасиловали ребенка. Если это небольшой поселок или небольшой городок, как правило, все знают, кто этот ребенок, и потом ему тяжело там жить, потому что люди разные и дети разные. В тебя тыкают постоянно пальцем: "А это же та девочка, которую изнасиловали". Это очень непросто. Даже если справедливость восторжествовала и осужден насильник, для ребенка не поменялась ситуация, он все равно это пережил", - поясняет Саин, подчеркнув, что дети должны жить в среде, которая гарантирует им анонимность.

Решение проблемы буллинга она видит в тотальном и бесплатном охвате несовершеннолетних спортивными секциями, творческими кружками и прочим.

"Мы должны четко понимать, что налоги — это деньги, которые мы заработали и доверили государству в виде налогов для того, чтобы государство распределяло их справедливо и на нужды, которые являются первостепенными, нужды детей - это первостепенные нужды любой семьи, любого города, любого государства", - объяснила спикер.

Уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин также ответила на вопросы партнера проекта - мобильного оператора Altel. На примере своих детей рассказала, что договорилась с ними о создании личных аккаунтов в популярных социальных сетях лишь после 14 лет. При этом всегда старалась найти им интересное занятие офлайн.

"Вопрос не когда разрешать, а как. Главное - контролировать, что там делает ребенок. У наших детей получалось не больше получаса в день. Приходили со школы, потом бежали на балет, потом у них было ИЗО. Вечером приходили, делали уроки. День был расписан так, что у них и времени не было. Но если и было, то они использовали для того, что им действительно было нужно", - отметила она.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram


Минздрав. Онлайн