ПОДЕЛИТЬСЯ
03 августа 2020 | 20:07
"Не трогай, я сама". Назгина Мирза о гиперопеке в эфире i-balaqai
Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза в эфире проекта i-balaqai поделилась, к каким негативным последствиям для детей разного возраста может привести излишняя родительская опека. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза в эфире проекта i-balaqai поделилась, к каким негативным последствиям для детей разного возраста может привести излишняя родительская опека. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
"Вертолетный родитель"
Назгина Мирза объяснила, что термин "вертолетный родитель" появился в 90-е годы, когда американские психологи семейного направления написали книгу и провели аналогию "опекающий родитель – вертолетный родитель". Такое сравнение понравилось журналистам, которые взяли его в оборот.
"Как вертолет родитель летает над своим ребенком, контролирует его постоянно, не дает совершать каких-то ошибок, сосредоточен на успехе ребенка, и неудачи буквально караются такими родителями. Это маниакальная опека от заботы, я думаю, отличается тотальным контролем", - утверждает она.
Ребенок гиперопекающих родителей не имеет права на ошибку и сильно зависит от их мнения. Психолог отмечает, что именно благодаря неудачам закаляется личность:
"Никто без ошибок, к сожалению, не может стать мудрым, опытным, замечательным специалистом в своей области. Это начинается с самого детства, когда мама переживает за своего ребенка и подменяет понятия истинной любви гиперопекой".
Она цитирует слова педагога Януша Корчака, который написал в книге "Как любить ребенка", что после рождения ребенок перестает быть частью матери, это отдельный человек.
"Да, до года мама с ребенком понимают, чувствуют друг друга. Это помогает выживать ребенку".
После первого года жизни постепенно малыш отходит от мамы на расстояние. Тогда у женщин проявляются первые признаки тревожности. Окончательная сепарация должна произойти уже в три года.
"До трех лет мама и ребенок – это "Я". Мы можем слышать такие вещи, как: "Мы сходили на прививку", "Мы покушали". Это вполне оправданно. Но когда мама продолжает семилетнего ребенка обобщать и говорить: "Мы пошли в школу" "Мы пошли в продленку", "Мы решили сделать вместо что-то", то здесь нужно задумываться: "А сепарируется ли ребенок?", "А не мешаете ли вы жить ребенку?", "Действительно ли ребенок самостоятельная личность?".
Это первые видимые признаки гиперопеки, что впоследствии может вылиться в нежелание родителя позволить ребенку совершать ошибки, который крайне важны в его воспитании.
"Не трогай, я сама" - лучше без ошибки, но мама сделает красиво. Но при этом научился ли ребенок чему-то? Совершил ли он ошибку?. Когда мы говорим о том, что ребенок должен совершать ошибки, за этим идет глубокая мысль. Он может подключать свое критическое мышление, когда он ошибается. В противном случае он будет находиться под влиянием общественного мнения".
С другой стороны, признаками вертолетных родителей могут обладать бабушка с дедушкой. В данной ситуации родители должны правильно выстраивать границы и объяснить, как правильно воспитывать их ребенка, советует Назгина Мирза.
"Мама с папой удобно устроились: "Это все бабушка делает". Но им нужно признать, что они давно выросли и теперь родители они. Зона ответственности должна быть взята в руки мамы или папы. Нужно поговорить, выстроить границы. Когда бабушка начинает обижаться, нужно уметь донести мысль, возможно, обратиться к специалисту, вновь поговорить и сказать о том, что ребенок не развивается".
Последствия гиперопеки
Специалисты довольно часто сталкиваемся с моторно ловкими детьми, которых называют неуклюжими. Причиной этого могла стать гиперопека со стороны взрослых. Так, к примеру, когда ползающий малыш учится ходить, ему надевают шлем на голову или крылышки ангела для защиты. В результате у него нет возможности понять и ощутить собственное тело.
"Когда мы надеваем на ребенка шлем, он не чувствует, что больно падать, соответственно, он вырастает без чувства собственного тела".
В дальнейшем гиперопекаемый ребенок сталкивается с запретами: "Не лезь на турники", "Не надо, упадешь, разобьешь голову". Повышенная тревожность не только блокирует развитие, но и передается детям.
"Когда ребенок скатывается с горки, развивается его вестибулярный аппарат, мозжечок, моторная сфера - то, что отвечает за ловкость, переключение. У нас есть премоторная кора, которая отвечает за переключение действий. Когда мы гиперопекаем ребенка, он не развивается физически, быстро истощается", - объясняет нейропсихолог, отмечая, что из-за этого страдает и способность к обучению.
По словам нейропсихолога, если ребенок не живет своей жизнью, то он будет депрессивным, тревожным, подавленным.
"Если мы посмотрим на подростков, большинство из них не может ответить на вопрос: "Кем ты хочешь стать?". Он не может выбрать себе специальность. Те, кто оканчивает вузы, какой процент из них работает по специальности? Мы видим огромное количество людей, которые оканчивают университеты, имеют несколько дипломов, но себя найти не могут в какой-то из этих областей".
Каждому этапу становления личности присущи определенные признаки. Если ребенок в подростковом возрасте не совершает ошибок, жизненного опыта у него не имеется, то, скорее всего, он попытается компенсировать это во взрослой жизни.
"Но возраст уже другой. Здесь ошибки не так простительны, как в подростковом возрасте. Люди ищут себя и, к сожалению, не находят, потому что не проделали тот путь, который должен был случиться в его психике гораздо раньше".
Советы и рекомендации психолога
Если мама постоянно переживает, что ребенок упадет или с ним что-то случится на детской площадке, то эту обязанность стоит передать менее тревожному представителю семью. Например, папе или дедушке. Ни в коем случае отказываться от прогулок и игр со сверстниками в пользу спортивных секций нельзя.
Нужно приучать ребенка к бытовым обязанностям не только в целях развития ответственности или увеличения доли причастности к семье, но и развития головного мозга. С двух с половиной лет у него должно быть какое-то поручение. Можно начать с уборки по вечерам игрушек, постепенно расширяя круг дел.
"Когда ребенок моет хотя бы тарелку за собой, он производит огромное количество действий, полезных для головного мозга. Хватает, переключает, трет – моторная кора, премоторная кора, проконтролировать до конца, что нужно помыть и посмотреть: "А чисто ли я помыл кружку". То есть и лобные отделы подключаются у ребенка", - уточняет психолог.
Кроме того, у детей должно быть расписание, в которое должно входить время для игр.
"Игра - это ведущий вид деятельности ребенка, в которой его развиваются его психические процессы".
Например, прежде чем ответить обидчику, он проиграет ситуацию с игрушками, отрепетирует.
"Важно проводить черту и понимать, что ребенок – это человек, которого ты любишь. Но если ты любишь, нужно уметь отпускать ребенка в самостоятельную жизнь", - добавляет Назгина Мирза.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психотерапевтических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психотерапевтических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психотерапевт, доктор психотерапевтических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психотерапевтических наук, психотерапевт, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психотерапевт Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психотерапевт Анатолий Некрасов, психотерапевт Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психотерапевт Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психотерапевт, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психотерапевт, нейропсихотерапевт Назгина Мирза, педагог, психотерапевт Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психотерапевт, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психотерапевт, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова, журналист, писатель Александр Мурашев, психотерапевт Рашид Азизов, психиатр, психотерапевт Евгений Фомин, специалист по развитию детей и организации детских садов Гаухар Киикова.
У вас есть TikTok? У нас есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также