1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

"Откуда я взялся?". Ответы на неудобные вопросы в эфире i-balaqai от Рашида Азизова24 июля 2020, 20:32

Психотерапевт республиканского Научно-практического центра психического здоровья и Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней Рашид Азизов в эфире проекта i-balaqai поделился советами, как, объясняя ребенку цикл жизни, его успокоить и подготовить почву для дальнейшего познания мира. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта – компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Когда родители обращаются к психотерапевтам за помощью, то терапию проводят как с родителями, так и с детьми. Иначе нет смысла что-то корректировать, так как дома его ждет та микросреда, из-за которой возникли проблемы. По словам Рашида Азизова, это актуально, если у ребенка нет проблем, которые психотерапевты условно называют органическими, то есть присутствуют биохимические нарушения в головном мозге.

"Представьте ситуацию. Мы поработали с ребенком, помогли ему измениться конструктивно, а он возвращается домой, в ту микросреду, в которой он формируется, которая его окружает, и по сути, если в этой микросреде возникли проблемы, благодаря которой мы с ребенком познакомились, то весь смысл исчезает", - утверждает он.

Вопросы, с которыми дети обращаются к родителям, могут смутить, застать врасплох. Но нужно понимать, что они трудные только с точки зрения взрослых людей, у которых есть моральные, этические барьеры, проблемы, табуированные моменты, непроработанные механизмы. Психотерапевт советует осознать, что задавать неудобные вопросы для растущего и познающего мир ребенка является нормой:

"Ребенок растет, развивается, познает мир, идет механизм какого-то динамического, психотерапевтического созревания, поэтому все эти вопросы рано или поздно должны возникать".

Насторожиться следует, если те или иные вопросы не возникают: "Почему моего ребенка эти вопросы не интересуют? Они должны интересовать".

Старшее поколение ошибочно считает детей неспособными понять некоторые вещи, поэтому стараются отклонить их запрос узнать больше, избегают или критикуют любопытство.

"Вы, конечно, можете не ответить либо отложить, сказав фразу банальную: "Вырастешь - узнаешь. Сам разберешься". Что здесь важно понимать, что ребенок, оставшись неудовлетворенным, будет в тревоге, в поиске ответов. Он найдет их. Но только потом вряд ли взрослого эти ответы устроят, потому что он их найдет у ровесников либо чуть постарше, с кем он общается", - отмечает эксперт, подчеркивая, что родитель может самостоятельно изучить корректную, по его мнению, информацию, иллюстрации и вместе с ребенком разобрать интересующую тему.

Важно, отвечая на тот или иной вопрос, не терять самообладания, говорить спокойно, расслаблено, уверенно, держа эмоции под контролем и не погружаясь в стресс. Если все же обсуждаемый предмет застал врасплох, то можно ненадолго отложить беседу, пообещав дать все ответы. После объяснений лучше уточнить, все ли было понятно.

Кроме того, Рашид Азизов предупредил, что время от времени ребенок будет возвращаться к уже обсужденной теме, поэтому необходимо набраться терпения.

"Чем меньше ребенок, тем его мышление более конкретно-предметное. Оно менее абстрактное, сложное, соответственно, ребенку нужен ответ как можно короче, конкретнее, понятнее. Без ненужных детализаций. Не нужно объяснять лишнего. В какой-то момент, повзрослев, вдруг еще какие-то выводы для себя сделает, что ему информация кажется неполной, он обязательно придет за уточнением", - объясняет он.

Познание себя

"Это нормальный момент познания самого себя у взрослеющего ребенка, когда он осознает, что все разные. У одного что-то быстрее, а у другого медленнее", - уточняет Рашид Азизов.

Задача родителя донести, что все навыки тренируемые, если их регулярно повторять, то постепенно ребенок будет улучшать способности. Этот вопрос связан с волевым механизмам, то есть насколько он увлечен процессом.

Зачем вы меня родили?

В случае если вопрос "Зачем вы меня родили" задан подростком, это может быть намеренной манипуляцией с целью усилить чувство вины и получить выгоду. В этом случае психотерапевт рекомендует не погружаться в чувство вины, идти на поводу, если нет оснований, а также объяснить возможности, почему покупка возможна/невозможна.

Такой вопрос может быть вызван ревностью, если в семье пополнение. Чаще максимально такое поведение проявляется у детей в возрасте от 5 до 8 лет.

"Во-первых, мы ребенку постоянно даем словами, невербальным поведением, объятиями, жестами понятие того, что мы его любим, он по-прежнему ценный, но еще появляется маленький. Теперь у него появляется возможность быть старшим по отношению к маленькому, и он уже может его опекать. Когда мы формально вовлекаем ребенка в процедуры (пеленание, купание), он вдруг начинает ощущать свою значимость, ценность, чувство, что он старший. Тогда эти моменты нивелируются и все нормализуется", - поясняет спикер.

Откуда я взялся?

"Лучше отталкиваться от того, когда он вопрос задаст, смотреть на то, в каком контексте, потому что, как мы говорили ранее, нет смысла объяснять ребенку больше, чем он способен переварить. Мы идем за ребенком и не бежим впереди ситуации", - добавляет он.

Сначала ребенка устроит простой ответ мамы: "Ты взялся у меня из животика". Он будет понимать, что есть беременные женщины, которые ждут малышей, и почему между ним и мамой тесная связь.

"Когда взрослые находят друг друга. Дальше мы погружаем в контекст конкретной ситуации. Папа встретил маму, мы друг друга полюбили. Взрослые могут обниматься, целоваться, и тогда так происходит, что их клеточки или частички, потому что они любят, тогда появляется ребенок в животике. Клеточки развиваются и превращаются в тебя".

Смерть

Рашид Азизов объясняет, что смертность родителей человек осознает в 3-4 года, чуть позже, в 5-6, задумывается о своей смерти. Поэтому не нужно пугаться вопроса: "Мама, ты умрешь?" Эксперт советует не отрицать очевидный факт, но спокойно пояснить, что это произойдет нескоро, к тому времени, когда ребенок вырастет и станет самостоятельным.

"В этой ситуации ребенок переживает больше за себя, это вопрос его безопасности. Больше обращаем внимание не на контекст смерти, а на то, что: "Не переживай. Все в порядке. Это будет нескоро", - отмечает он, добавляя, что раздражение является признаком слабости.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психотерапевтических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психотерапевтических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психотерапевт, доктор психотерапевтических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психотерапевтических наук, психотерапевт, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психотерапевт Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психотерапевт Анатолий Некрасов, психотерапевт Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психотерапевт Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психотерапевт, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психотерапевт, нейропсихотерапевт Назгина Мирза, педагог, психотерапевт Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психотерапевт, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психотерапевт, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова, журналист, писатель Александр Мурашев.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram