07 августа 2020 | 20:20

Как помочь малышу привыкнуть к детсаду. Советы Лейлы Куленовой в эфире i-balaqai

Председатель казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова в эфире проекта i-balaqai объяснила, как помочь малышу адаптироваться в дошкольном учреждении и на что родителям обращать внимание при выборе детского сада. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Председатель казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова в эфире проекта i-balaqai объяснила, как помочь малышу адаптироваться в дошкольном учреждении и на что родителям обращать внимание при выборе детского сада. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Реклама
Реклама

По словам Лейлы Куленовой, детский сад – это то место, где ребенок должен социализироваться, чтобы у него появились навыки общения, выстраивания правильных отношений.

В целом количество частных детских садов в Казахстане, по ее словам, за последние 10 лет увеличилось в 15 раз. Если не так давно их было около 400, то сейчас цифра приближается к 4 тысячам. Стоит отметить, что это данные тех частных детских садов, которые работает по государственному заказу. 

"Охват в этих садах по госзаказу составляет 329 тысяч на конец 2019 года. Не считая государственных, я говорю только про частные детские сады", - уточняет эксперт.

Детские сады отличаются по форме собственности, размерам, там бывают частные, государственные, малогабаритные и типовые, адаптированные, перестроенные и так далее.

Есть коммерческие детские сады, которые не зависят от государства, то есть они имеют право ставить любую стоимость, в какую они оценивают свои услуги. Но есть те, которые подписывают договор с государством на основе государственно-частного партнерства и соглашаются на подушевой заказ. Как объясняет Лейла Куленова, таких большинство.

Критерии при выборе детского сада

У людей ошибочно складывается мнение, что государственные сады оказывают более качественные услуги. Лейла Куленова отмечает, что форма собственности не влияет на ситуацию и никто не застрахован от недобросовестного воспитателя, например.

Есть три критерия, на что обращают внимание родители при выборе детского сада:

Первое - это уровень комфорта, созданный для малышей, безопасность.

Второй вопрос - питание, соблюдение норм.

Третий включает образовательные программы, квалифицированные педагоги.

Также больше значение играют возраст и потребности.

"Если маленький ребенок, родителю хочется, чтобы было больше игрушек, чтобы играли и ребенок развивался соответственно своему возрасту. Если ребенок постарше, то родитель смотрит, готовят ли его к школе, есть ли занятия, какие преподаватели. Если ребенок находится в подготовительной группе, тоже есть опасения, насколько хорошо его подготовят. Запросы абсолютно разные", - поясняет она.

Родители,  порой сравнивая программу подготовительных центров и дошкольных учреждений, отдают им предпочтение.

"Знаете, мы ходили в центр всего три раза в неделю по одному часу, зато мы столько стишков знаем, столько танцев, а здесь мы ходим два месяца и до сих пор ничего не знаем". Вопрос о том, что они не понимают специфику. В детском саду есть возрастная периодизация, к каждому из них есть определенные знания и навыки, которые выстраиваются согласно типовым программам, стандарту образования", - рассказывает Лейла Куленова, отмечая, что на каждый год соответственно возрасту малыша методистами выстраивается учебная, образовательная, воспитательная программа.

"Она подразумевает, что ребенок пришел 2-летним и ушел 5-6-летним. Мы не можем его сразу посадить и дать в руки ножницы, мы не можем заставить ребенка лепить, как в центрах, готовую поделку или еще что-то. Вначале он должен просто помять пластилин, потом он должен научиться делать круги, потом формировать фигуры. Так же, как мы учимся письму, вначале руки ставим, моторику вырабатываем, подготавливаем к процессам".

Первый раз в детский сад. Советы

Родители должны понимать, что ребенок, которые впервые пошел в детский сад, испытывает стресс, поэтому ему нужна поддержка спокойных родителей. Поэтому Лейла Куленова советует для начала поработать родителям над собой, так как их тревога передается малышу.

Умение правильно договориться поможет дошкольнику почувствовать себя в безопасности, оставшись без мамы рядом. Эксперт подчеркивает, что нельзя ни в коем случае подкупать, можно мягко объяснить и познакомить ребенка с воспитателем в первую очередь:

"Нужно объяснить, что это такой же дом, здесь есть, допустим, Мария Ивановна, познакомить его. Конечно, очень сложно выстроить контакты, чтобы плюс и минус сработал".

Постепенно знакомить ребенка с новой обстановкой и периодически, при возможности, в течение недели или дольше приводить его на полчаса сначала, а потом на час-полтора.

"Чтобы он в игровое время, в сончас остался. Может, он не захотел спать, но посмотрел, что там еще и спят. Понаблюдал, чтобы это было ненавязчиво, путем переговоров: "Сегодня мы будем с тобой столько-то, завтра будем столько-то". Потом он втянется в процесс", - уточняет она.

Конечно, бывают случаи, когда детям не нравится воспитатель или его группа. В таком случае родителям необходимо присмотреться к реакции и понять, почему ему некомфортно. 

"Тут только родитель может заметить, хорошо ли он спит, не пугается ли ночью, не стал ли он плаксивым, болезненным. Нужно на все эти вещи обращать внимание и делать выводы. Если не получилось в одном месте, это не значит, что все детские сады такие. Не всегда воспитатель виноват, не получилось, нет контакта", - поясняет она, добавляя, что отказ посещать детский сад может быть вызван манипуляцией.

Она также высказала свое мнение о родительских комитетах, которые, по ее мнению, нужны.

"Например, неправительственная организация, которая защищает интересы своей отрасли, вместе с государством защищает интересы общества. Так же в данной ситуации. Родительский комитет представляет всех родителей, и совместно с администрацией они могут делать колоссальные вещи для развития детского сада", - подытоживает Лейла Куленова.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психотерапевтических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психотерапевтических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психотерапевт, доктор психотерапевтических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психотерапевтических наук, психотерапевт, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психотерапевт Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психотерапевт Анатолий Некрасов, психотерапевт Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психотерапевт Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психотерапевт, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психотерапевт, нейропсихотерапевт Назгина Мирза, педагог, психотерапевт Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психотерапевт, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психотерапевт, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова, журналист, писатель Александр Мурашев, психотерапевт Рашид Азизов, психиатр, психотерапевт Евгений Фомин, специалист по развитию детей и организации детских садов Гаухар Киикова.

У вас есть TikTok? У нас есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная