ПОДЕЛИТЬСЯ
17 августа 2020 | 19:54
Как увеличить эмоциональный "банковский счет", рассказала коуч
Сертифицированный тренер международной компании FranklinCovey Нурдана Кульбаева в эфире проекта i-balaqai объяснила разницу между навыками и знаниями, а также дала несколько советов о том, как вырастить высокоэффективного ребенка. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Сертифицированный тренер международной компании FranklinCovey Нурдана Кульбаева в эфире проекта i-balaqai объяснила разницу между навыками и знаниями, а также дала несколько советов о том, как вырастить высокоэффективного ребенка. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.
Что такое навык
"Навыки — это то, чему мы учимся, то, что используем ежедневно. Знаний может быть сколько угодно. Мы все такие умные. У нас так много знаний, но используем ли хоть малую толику из того, что мы знаем? Мы все прекрасно знаем, что курить вредно, но посмотрите, сколько людей курит. Мы знаем, что заниматься спортом полезно, но кто занимается спортом? Единицы. Навык - это то, что мы используем ежедневно и при этом не задумываемся о том, что мы делаем. Таким образом, мы находимся в режиме энергосбережения, потому что мы перевели знания в навык", - рассказывает Нурдана Кульбаева.
По ее словам, эффективность - это не скорость:
"Это понимание, куда я иду, какая моя конечная цель".
В воспитании детей заметен этот принцип. Например, родители, обращаясь к специалисту за помощью, задают вопросы, например, об уборке комнаты ребенком.
"Говори - не говори, бесполезно же". У нас идет в ход тяжелая артиллерия. Я задаю только один вопрос: "Скажите, пожалуйста, в 80 лет это будет для вас иметь значение? Какой ценой вы хотите получить убранную комнату? Ставьте перед собой миссию сохранить взаимоотношения со своим ребенком, чтобы в 80 лет он говорил вам искренние слова благодарности. Не будем говорить в 80, в 50, 40, когда он встанет во время застолья с родственниками и скажет искренние слова благодарности, что мама или папа всегда слышали его, его истинные желания, всегда его поддерживали, были теми родителями, на которых он мог опереться. Так ли становится важна неубранная комната?" - объясняет она.
"Понимаете, какие чудеса происходят. Когда человек выходит на более высокий уровень мышления, тогда и комнаты убираются. Потому что родитель начинает иначе разговаривать со своим ребенком. Потому что в приказном тоне "встал, пошел, убрал" ребенок этого делать не будет, он человек, он личность. Когда ты общаешься с ребенком исходя из позиции "я хочу видеть тебя счастливым. Я хочу, чтобы у нас были классные взаимоотношения", когда мы строим отношения на диалоге, тогда и комнаты убираются. Но на это требуется время", - продолжает спикер.
По ее словам, не существует универсального инструмента, который бы всегда работал, поэтому необходимо прислушиваться к ребенку.
"Важно, чтобы каждый родитель был коучем, через вопросы выводить ребенка, в чем причина. Когда мы задаем вопрос, там очень много информации хранится. Может быть, именно в данный момент что-то с ребенком происходит, что он не хочет этого делать, отстаньте от него с этой пылью, с этим пылесосом", - рекомендует Кульбаева.
Навык - проактивность
Проактивность - это тренируемое состояние, которое воспитывает осознанность. Во время конфликта человек способен выйти в метапозицию и встать над ней. Из такого положения он может наблюдать за ребенком, собой и увидеть выход из ситуации.
"Что в данный момент со мной происходит. Это когда человек выходит в позицию некоего мудреца. То есть он не в первой позиции, он мысленно может выходить и вставать над ней. Тогда эмоции уходят, когда он уже не он. Он видит, что происходит с ребенком, он видит его реакции. А в первой позиции он этого не видит, он только чувствует себя", - считает она.
Личный эмоциональный "банковский счет" ребенка
Существует инструмент, который называется "личный эмоциональный банковский счет". Аналогично счету в банке можно пополнить эмоциональный, достаточно выполнять обещания, данные самому себе. В этом случае ребенок получит выгоду - уверенность в себе.
"У взрослых эмоциональный "банковский счет" – это про взаимодействие с людьми", - уточняет Нурдана Кульбаева.
Но стоит помнить, что родитель не должен опекать и контролировать выполнение обещаний, данных ребенком. Только через самостоятельно проложенный путь и возможные ошибки он сможет пополнить свой счет.
"Когда я себе что-то обещаю и выполняю эти обещания, тогда происходит пополнение этого счета, растет уверенность в себе. Человек наполняет себя мини-, микропобедами. Они дают ему уверенность в том, что у него получится", - отмечает она.
У людей с низким балансом на эмоциональном "банковском счете" не складываются отношения, так как падает уровень доверия и происходят конфликты.
"Как поднять уровень энергии? Пообещать себе что-то и сделать. Пойди и сто раз приседай. Ты пообещал и сделал. Когда эмоциональный "банковский счет" снижен, тогда взаимоотношения идут с натяжкой, доверие падает", - добавляет спикер.
Также благодаря этому инструменту можно построить более доверительные отношения с ребенком:
"Пообещал – выполнил. Ребенок верит своему папе или своей маме. Если папа или мама сказали, значит, они это выполнят. Эти паттерны поведения встраиваются в детей".
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, Spotify, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психотерапевтических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психотерапевтических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психотерапевт, доктор психотерапевтических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психотерапевтических наук, психотерапевт, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психотерапевт Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психотерапевт Анатолий Некрасов, психотерапевт Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психотерапевт Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психотерапевт, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова, клинический психотерапевт, нейропсихотерапевт Назгина Мирза, педагог, психотерапевт Анна Быкова, эксперт международного образования, кандидат социологических наук Марина Хан, генеральный директор республиканского научно-практического центра психического здоровья, кандидат медицинских наук Николай Негай, детский психотерапевт, игровой терапевт Виктория Гончарова, педагог Елена Венгерская, практикующий детский психотерапевт, арт-терапевт Елена Бурьевая, коуч, ментор Мадина Билялова, журналист, писатель Александр Мурашев, психотерапевт Рашид Азизов, психиатр, психотерапевт Евгений Фомин, специалист по развитию детей и организации детских садов Гаухар Киикова, председатель казахстанской Ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова, основатель инновационной школы Astana Garden School Нурмухаммед Досыбаев, руководитель центра детской безопасности "Ангел" Зарина Джумагулова.
У вас есть TikTok? У нас есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также