Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
05 ноября 2019 11:30

С чего начинался проект "Кок-Жайляу"

Шокан Алхабаев Старший корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Айнаш Ондирис Фото Айнаш Ондирис

Строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" на территории горного кластера Алматы обсуждалось много лет. Проект несколько раз замораживали, дорабатывали и снова возобновляли, несмотря на протест общественников. На последнем совещании с активом города Президент Касым-Жомарт Токаев поставил точку в многолетних дискуссиях чиновников и активистов "зеленых" движений: он запретил проект. Редакция Tengrinews.kz рассказывает об основных этапах обсуждения и строительства одного из самых спорных курортов в истории Казахстана.


Строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" на территории горного кластера Алматы обсуждалось много лет. Проект несколько раз замораживали, дорабатывали и снова возобновляли, несмотря на протест общественников. На последнем совещании с активом города Президент Касым-Жомарт Токаев поставил точку в многолетних дискуссиях чиновников и активистов "зеленых" движений: он запретил проект. Редакция Tengrinews.kz рассказывает об основных этапах обсуждения и строительства одного из самых спорных курортов в истории Казахстана.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

С чего все начиналось?

Еще в 2002 году Нурсултан Назарбаев рассказал о планах по созданию горнолыжного курорта в Алматы. Амбициозный проект под названием "Заилийский Алатау" тогда оценивали в 1,5 миллиарда долларов. Предполагалось, что в зону курорта войдут населенный пункт Бутаковка, долина реки Катырбулак, территории, прилегающие к Медеу, Шымбулаку и Алматау.

Разработчик проекта - компания Bonita Group - предлагал построить 84 горнолыжные трассы. Общая протяженность составила бы 278 километров, а самая длинная из них - 8,5 километра. Также будущий курорт включал с себя 43 подъемника протяженностью более 20 километров. Одновременно здесь могли находиться до 50 тысяч человек.

Кроме того, предполагалось строительство лыжной станции в районе пересечения реки Есентай и проспекта Аль-Фараби, а также гостинично-развлекательного комплекса. Общая площадь комплекса составила бы более 21 тысячи гектаров. Тогда же велись переговоры с потенциальными инвесторами, однако из-за их отсутствия проект в итоге заморозили.

Проект "Кок-Жайляу". Начало. 

В марте 2007 года Имангали Тасмагамбетов, будучи в то время на посту акима, распорядился создать рабочую группу. Ее созвали в целях организации проведения зимних Азиатских игр 2011 года в Алматы. Эксперты также должны были выработать предложения по строительству "курортной горнолыжной базы "Кок-Жайляу".

По мнению экологов, именно тогда и начались первые этапы строительства курорта. Об этом свидетельствует постановление акима в июне того же года. Согласно документу акимат должен был провести проектно-изыскательские работы и другие мероприятия для строительства автомобильной дороги к горному туристическому комплексу "Кок-Жайляу".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Противоречия 

Еще одна загвоздка с планами по строительству курорта заключалась в Законе "Об особо охраняемых природных территориях". В соответствии с ним запрещались "размещение и строительство объектов и сооружений, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий", "работы, могущие повлечь изменения естественного облика охраняемых ландшафтов или нарушения устойчивости экологических систем".

Однако в 2008 году депутаты Сената Парламента приняли "изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам особо охраняемых природных территорий". Теперь правительство могло переводить земли особо охраняемых природных территорий в земли других категорий в исключительных случаях, предусмотренных данным законодательным актом.

Проект "Кок-Жайляу". Этап основной

Весной 2011 года Нурсултан Назарбаев поручил построить в стране горнолыжные курорты. Приоритетным местом в Алматы была определена территория между урочищем Медеу и пиком Кумбель. Далее акиматом было создано товарищество с ограниченной ответственностью "Кок-Жайляу" и Управление туризма. Позже Министерство туризма и спорта рассмотрело мастер-план курорта в горном массиве Заилийского Алатау в урочище Кок-Жайляу.

Осенью того же года сенаторы попросили Министерство финансов выделить деньги на строительство горнолыжного курорта "Кок-Жайляу". Однако глава ведомства Болат Жамишев сообщил, что не смог получить "убедительное обоснование расходов на три миллиарда тенге".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

2012 год

В феврале 2012 года Министерство индустрии и новых технологий представило проект "Кок-Жайляу", разработанный совместно с акиматом Алматы. Согласно обновленным данным, протяженность трасс горнолыжного курорта должна была составить 500 километров.

Стоимость инфраструктуры оценивалась в 12 миллиардов тенге. Коммерческие инвестиции - от двух до четырех миллиардов долларов. Преимущественно деньги планировали использовать на строительство отелей. На момент строительства планировали создать семь тысяч рабочих мест, а при эксплуатации обеспечить работой до 100 тысяч человек.

Как выглядел Кок-Жайляу на январь 2012 года

В курортной деревне планировалось создать порядка четырех тысяч номеров разного уровня. Основными параметрами первого этапа создания курорта являлось строительство 65 километров горнолыжных трасс и 16 подъемников.

На развитие концепции "Кок-Жайляу" выделили 350 миллионов тенге. А на строительство инфраструктуры требовалось еще 700 миллионов тенге. В возведение всех объектов частные инвесторы планировали вложить 2,1 миллиарда тенге. Сам курорт планировали открыть в 2016 году.

К концу года территорию, где запланировали строительство "Кок-Жайляу", включили в черту Алматы. Также была определена окончательная стоимость проекта. Государственные инвестиции в течение пяти лет оценивались в 450 миллионов долларов, а частные инвестиции - в 550 миллионов долларов. При суммарной инвестиции в миллиард долларов экономический эффект от реализации проекта ожидали в районе трех миллиардов.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Кампания "Защитим Кок-Жайляу!"

В это время тысячи людей выступали против идеи строительства горнолыжного курорта в национальном парке. Объединившись, активисты начали общественную кампанию "Защитим Кок-Жайляу!". Позже к ним присоединились эксперты, ученые, спортсмены и общественные организации. Открытое письмо против строительства курорта подписали более 10 000 человек.

На одной из отчетных встреч Алматы Ахметжан Есимов, будучи тогда акимом, признал, что у идеи горнолыжного курорта "Кок-Жайляу" есть противники. Тогда он пояснял, что "это вполне нормальное явление", а "широкое внимание общественности делает проект прозрачным".

"Кок-Жайляу" в стиле сказочного караван-сарая

В феврале 2014 года сингапурские архитекторы показали проект будущего курорта "Кок-Жайляу". Ему решили придать образ традиционной азиатской горной деревни в стиле сказочного караван-сарая. По замыслу архитекторов строения на склонах нового курорта должны были отражать культуру, историю и самобытность казахского народа.

Недовольство экологов

Строительство нового ГЛК "Кок-Жайляу" вызвало недовольство ряда экологов и общественных организаций. Противники строительства утверждали, что в этом ущелье выпадает недостаточно снега. По их словам, гораздо разумнее было бы построить горнолыжный курорт в окрестностях Тургеньского ущелья или близ города Текели.

Зимняя Универсиада-2017 на курорте "Кок-Жайляу"?

В ноябре 2014 года стало известно, что соревнования Универсиады-2017 могут пройти на горнолыжном курорте "Кок-Жайляу". Тогда сообщалось, что начало строительства ГЛК запланировано на 2015 год, а его завершение - на 2017 год. Однако позже в дирекции зимних игр заявили, что никто не рассматривает вариант проведения Универсиады-2017 на "Кок-Жайляу".


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Новая дорога на "Кок-Жайляу"

Позже стало известно, что на второй квартал 2016 года намечено начало строительства новой дороги на "Кок-Жайляу". Ее планировали построить за три года на месте старой, которая должна была протянуться от автодороги в Алмаарасанское ущелье до территории курорта "Кок-Жайляу". Длина дороги составила бы 6023 метра, ширина - семь метров. Отмечалось, что гуляющие по тропам в урочище туристы не будут потревожены во время строительства дороги.

Приостановление строительства "Кок-Жайляу"

В октябре 2015 года строительство "Кок-Жайляу" приостановили в связи с оптимизацией бюджета Алматы. Горнолыжный курорт должен был принять первых туристов уже в 2018 году. Государство должно было вложить средства в строительство подъемников, проведение коммуникаций и создание горнолыжной инфраструктуры, а бизнес - в отели, рестораны, магазины, центры отдыха и так далее.

Часть инфраструктуры была уже создана. Поэтому акимат Алматы предложил инвесторам создать легкий кемпинг на территории, где ранее планировалось построить горнолыжный курорт.


Концепция "Кок-Жайляу" от архитекторов из Сингапура. Февраль 2014 года

Обновленный проект "Кок-Жайляу"

К концу 2017 года стало известно, что на возобновление строительства "Кок-Жайляу" требуется еще 196 миллионов тенге. Позже экс-аким Алматы Бауыржан Байбек рассказал о деталях обновленного проекта ГЛК "Кок-Жайляу", который был разработан с учетом мнений экспертов и общественности. Разработчики внесли в проектирование существенные поправки.

В итоге в девять раз сокращена площадь застройки на "Кок-Жайляу". В два раза меньше должна была стать протяженность трасс. Стоимость проекта была снижена в два раза. А "Кок-Жайляу" планировали сделать круглогодичным курортом.

Летом 2018 года обновленный проект курорта презентовали в Алматы. Тогда было объявлено, что "Кок-Жайляу" не будет являться горнолыжным курортом в чистом виде. Строительство курорта планировали начать в 2020 году и завершить к 2022 году, а потратить - 200 миллионов долларов.

Предлагаемая концепция организации курорта опиралась на два сегмента: "Долина", которую собирались тщательно обустроить и предназначить для различных видов деятельности в течение всех четырех сезонов года, а центр "Кумбель" должен был остаться в своем естественном, нетронутом состоянии.


Эскиз обновленного проекта "Кок-Жайляу".

Новая отсрочка строительства "Кок-Жайляу"

В апреле этого года Бауыржан Байбек по рекомендации Президента Казахстана предложил вновь отсрочить реализацию проекта курорта "Кок-Жайляу". 

"Считаю, мы не должны торопиться. Нужно рассмотреть все экспертные мнения и перспективы новых локаций. Поэтому предлагаю проект доработать и пока отложить. Тем более что развитие действующих курортов, по мнению экспертов, займет не менее трех-пяти лет. За это время наберем необходимый опыт, подготовим кадры, изучим мнение жителей и гостей курортов. И только после этого сможем приступить к строительству горнолыжного курорта "Кок-Жайляу", - сказал Бауыржан Байбек.

Запрет Президента

"Чтобы каждый раз не возвращаться к этому вопросу, я сегодня запрещаю заниматься этим проектом. То есть строительство горнолыжного курорта на "Кок-Жайляу". Нам он не нужен. Тем более против него выступают все профессиональные экологи и компетентная общественность", - сказал Глава государства.

29 октября Касым-Жомарт Токаев назвал планы по строительству горнолыжного курорта на "Кок-Жайляу" проблемой и запретил проект.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети