19 июня 2020 | 20:23

Что делать родителям гиперактивного ребенка. Назгина Мирза в эфире i-balaqai

Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза в эфире проекта i-balaqai рассказала, как вести себя родителям детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, дислексией и дисграфией. Эксперт описала факторы, при которых могут возникнуть особенности развития у ребенка, и чего не надо делать, чтобы не обострить ситуацию. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза в эфире проекта i-balaqai рассказала, как вести себя родителям детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, дислексией и дисграфией. Эксперт описала факторы, при которых могут возникнуть особенности развития у ребенка, и чего не надо делать, чтобы не обострить ситуацию. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Партнер проекта - мобильный оператор Altel. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры в режиме онлайн делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Прямые эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Реклама
Реклама

Назгина Мирза объясняет, что структура мозга развивается по своим правилам, которые заложены эволюцией. Развитие головного мозга ребенка идет снизу вверх, справа налево, то есть после стволовых структур, которые у новорожденных отвечают за рефлексы, подключается правое полушарие:

"К примеру, когда мы говорим о правом полушарии, ребенок сначала учится слышать неречевые шумы, то есть не язык, не код языка. Когда он учится смотреть на этот мир, он распознает настоящие изображения, то есть не символьные, не мультфильмы. Поэтому рекомендуется ребенку до двух лет показывать настоящие картинки животных, настоящие фотографии родственников".

"А мы что делаем? В год сразу ставим мультики, и ребенок не понимает, что там идет по телевизору, но родители продолжают спорить: "Он так смотрит, он с интересом разглядывает все это". На самом деле ребенок застревает на динамике, на быстрой смене кадров", - утверждает она, отмечая, что ребенок затем привыкает к быстрой динамике, что может привести к нарушению внимания.

Затем информация из правого полушария передается в левое. Так у ребенка развивается речь к двум годам.

"Чтобы ребенок сказал: "Шшшш", он должен услышать это в шуме ветра, чтобы ребенок сказал: "Чик-чирик", он должен услышать, как птичка поет в лесу. Когда родители лезут со своими буковками, циферками, они запускают в первую очередь левое полушарие, которое в онтогенезе должно запускаться гораздо позже. Чем это чревато? Конечно, задержками в развитии, такие дети моторно неловкими становятся", - резюмирует психолог.

До трех лет познание мира происходит через чувства и движение. Для правильного развития нейронных связей эксперт советует позволить ребенку изучать мир наглядным и действенным образом.

"По Пиаже, швейцарскому психологу, который изучал детскую психологию развития, он считает, что от нуля до 3 это развитие сенсомоторное. Если ребенок не двигался, не трогал и не развивался наглядным образом и наглядным действенным мышлением, то после трех будет поздно. Ребенок будет неуклюжим, он будет стукаться об углы, постоянно спотыкаться", - отмечает она.

Еще одним важным фактором для исключения риска появления у ребенка различных задержек в развитии является благоприятное течение беременности.

"Огромное количество мифов, что первый триместр наиболее благоприятный и опасный, нужно беречься, а третий триместр можно как-то пройти: "Ну и ладно. Ребенок же уже дозревает". На самом деле структуры головного мозга созревают именно в третьем триместре и подвержены наиболее неблагоприятным факторам именно в третьем триместре: стресс, хронический, агрессивный, токсичный. Это влияет негативно на детей", - подчеркивает психолог.

По ее словам, исследования показывают, что стресс во время беременности приводит к тому, что дети рождаются невнимательными, с различными моторными задержками.

Еще одним ошибочным утверждением считает Назгина Мирза фразу: "Все дети разные, и нужно подождать":

"Я бы хотела тут сказать словами Семенович: "Своевременность решает все". Нужно это помнить каждой маме. Если что-то идет не так, появляется какая-то задержка, хватайте ребенка и бегите к специалисту. Чем раньше вы обращаетесь, тем меньше последствия будут".

В медицинской карте каждого третьего ребенка в Казахстане стоит запись: "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). По мнению Мирзы, к сожалению, не каждый врач объясняет, что значит этот диагноз, они назначают препараты, которые лишь на время успокаивают и питают головной мозг. Но через время ситуация возвращается.

"Ко мне часто приходят бабушки и говорят: "У меня внук такой активный. У него столько энергии. Он переворачивает весь дом вверх дном. Мы его записали на три вида секции. У него два языка". Я говорю: "А почему вы это делаете?" "Из-за того, что у него кипит энергия". На самом деле ошибочное мнение. СДВГ свидетельствует о том, что головной мозг истощен. У него нет этой энергии. Ребенок понимает, что сейчас день, спать еще рано, а он уже истощен, у него нет сил. Головной мозг ему подсказывает, что надо себя растормаживать, надо бегать из одной комнаты в другую, брать одну вещь, другую".

Для детей с СДВГ характерно полевое поведение - отсутствие концентрации внимания. Это объясняется тем, что у него нет сил и ресурсов, чтобы удержать это внимание.

"Через некоторое время это переходит в истерики, ребенок плачет, все его раздражает. Мама говорит: "Ты совсем у меня избалованный. Ты совсем меня не слушаешься". Бабушка говорит, что надо его записать на секцию тхэквондо, карате и футбола. В итоге ребенок приходит после школы, занимается интеллектуальной нагрузкой, после этого он идет на английский, китайский и еще больше истощает головной мозг. Это замкнутый круг", - продолжает спикер.

Эксперт рекомендует родителям гиперактивных детей организовать режим дня, обязательный послеобеденный сон для восстановления ресурсов, поочередную смену деятельности и дыхательные упражнения.

По данным эпидемиологических исследований, в разных странах разброс частоты встречаемости данного расстройства - от 1 до 3 процентов, а иногда до 28 процентов. Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ - США, Россия, Китай, Италия.

Причины появления этого синдрома Назгина Мирза видит в родоразрешении, хронической гипоксии, стрессах и генетической предрасположенности. Эти же факторы могут повлиять на возникновение у ребенка дислексии или дисграфии (последствия минимальной мозговой дисфункции).

Дисграфия - это сложность в освоении навыков письма, а дислексия - навыков чтения. Также есть дискалькулия, это когда ребенок сталкивается с невозможностью правильно высчитывать. 

Обычно эти особенности развития становятся явными, когда ребенок приходит в первый класс, но специалист может определить их наличие раньше.

"В 4-5 лет мы можем говорить, что ребенок подвержен дислексии или дисграфии, если имеется наследственность, моторно неловкий, плохо отстукивает ритмы, тяжело усваивает последовательность действий, тяжело заучивает стихи и танцы. Также дети, которые постоянно стукаются, спотыкаются. Родители таких детей называют неуклюжими. Такие дети в зоне риска, необходимо обращаться к специалисту и получать консультацию", - рекомендует эксперт.

Многие не воспринимают или не знают о существовании дислексии, дисграфии и дискалькулии.

"Учителя считают, что ребенок дурачится. Ребенок, понимая, что он делает все неправильно, а дети вокруг смеются, у одного это переходит в клоунаду, и школьная дезадаптация идет в этом формате, либо ребенок замыкается, у него низкая самооценка, и, соответственно, его мы не слышим, не видим. Стоит отметить, что эти дети интеллектуально сохранны и зачастую имеют высокий интеллект", - утверждает Назгина Мирза, подчеркивая, что эти дети мыслят творчески, у них развито критическое мышление, они часто хорошо рисуют.

"Я и большинство специалистов придерживаемся мнения, что такие дети должны учиться в общей школе с обычными детьми, но с определенным подходом. То есть помочь этим детям в освоении навыков чтения и письма. В специализированных школах не дадут социального общения и правильной нагрузки для их интеллекта", - добавляет она.

Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза также ответила на вопросы партнера проекта - мобильного оператора Altel. Она считает, что учить детей пользоваться интернетом можно начинать в семилетнем возрасте.

"Я думаю, это связано с развитием определенных структур головного мозга и наших лобных долей. Наш лоб отвечает за внимание, контроль, мотивацию. Я всегда говорю, что лоб - это то, что делает нас человеком, это отличие от других животных, населяющих нашу планету. Каждый раз, когда лобные доли совершают определенный скачок созревания, мы сталкиваемся с возрастным кризисом, это 3 года и 7 лет. С этим связано, почему детей отдают в школу в 7 лет. Опираясь на эти данные, я бы рекомендовала не раньше 7 лет обучать ребенка пользоваться сетью", - пояснила она.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Apple Podcasts, SoundCloud, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

В предыдущих выпусках проекта i-balaqai на тему воспитания, образования детей говорили уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, кандидат психологических наук, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова, кандидат психологических наук, гештальт-терапевт Ирина Млодик, казахстанский юрист, блогер Ержан Есимханов, педагог, психолог, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, психолог, социолог, педагог, писатель, президент международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили, психолог Александр Колмановский, писатель Наталья Ремиш, доктор педагогических наук Дима Зицер, специалист по теории поколений Евгения Шамис, семейный психолог Анатолий Некрасов, психолог Виктория Шиманская, судья Алматинского районного суда Нур-Султана Майя Касымова, психолог Алексей Бабаянц, волонтер Адель Оразалинова, психолог, физиолог Марьяна Безруких, психотерапевт, общественный деятель Марина Таргакова.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная