Как изменился Алматы за год с назначения Байбека акимом

09 августа 2016, 08:45
198
Как изменился Алматы за год с назначения Байбека акимом - Фото © Tengrinews.kz
Фото © Tengrinews.kz

9 августа исполняется ровно год с момента назначения Бауыржана Байбека на пост акима Алматы. За это время глава мегаполиса запомнился алматинцам внедрением электронного билетирования "Оңай", приостановлением деятельности трамвайного депо и другими нововведениями в южной столице. Корреспондент Tengrinews.kz вспомнил, что за этот год сделал Бауыржан Байбек и чем запомнились первые 365 дней акима.

Начнем с того, что акимату откровенно повезло, зима в этом году выдалась практически без осадков. А в те дни, когда на город обрушивался сильный снегопад, городские службы реагировали оперативно. Акимат начал пробовать новые технологии для борьбы с гололедицей. Вместо посыпания дорог песком с солью был опробован новый состав, который заставляет снег таять, едва он коснется земли. Власти также распорядились снабдить снегоуборочные машины камерами и вывозить снег из города.

Зато весенние дожди акимат весьма подвели. Сильные ливни в Алматы в очередной раз выявили недостатки городской инфраструктуры. Арычная сеть показала, что она не справляется с потоками воды, вследствие чего в разных районах города происходили сильные подтопления. Дожди затапливали улицы, подземные переходы, а также вестибюли станций метро. 


Подземный переход под Аль-Фараби близ Esentai Mall. 


Проспект Аль-Фараби 17 июня.  

Городским властям в экстренном порядке пришлось решать вопросы ливневой системы, обещать компенсации пострадавшим и расчищать от мусора арыки. В 2016 году впервые была проведена инвентаризация арычной системы города. Было отмечено, что около 50 процентов арычных сетей находятся в неудовлетворительном состоянии. Поэтому акимат объявил о начале работ по строительству 15 километров арычных сетей на 25 улицах города, а также по благоустройству русел рек Есентай и Карасу - 9,1 километра.

Еще одним из запоминающих событий в октябре 2015 года стало приостановление строительства горнолыжного курорта "Кок-Жайлау" и ряда других объектов в Алматы в целях сокращения неэффективных расходов в бюджете мегаполиса. Такое решение алматинцы восприняли на ура, если вспомнить, что строительство нового ГЛК вызвало недовольство ряда экологов и общественных организаций. Противники строительства утверждали, что в этом ущелье выпадает недостаточно снега и что гораздо разумнее было бы построить горнолыжный курорт в окрестностях Тургеньского ущелья или близ города Текели. Также общественники сильно переживали за сохранность национального парка, в зоне которого планировалось развернуть строительство.

Кроме того, власти города отказались выкупать ипподром в коммунальную собственность. В результате после ремонта за счет частных инвесторов на ипподроме вновь начали развивать национальные виды спорта.

Акимат отличился и тем, что начал бороться с незаконной вырубкой деревьев. Так, например, руководство ресторана "Шангрила", которое незаконно вырубило несколько деревьев, выплатило штраф и произвело компенсационную посадку.

Строительство АЗС на Аль-Фараби в районе Академгородка, где было вырублено порядка 80 деревьев, также остановлено

Говоря о вырубке зеленых насаждений в городе, аким отметил, что надо этому противостоять. "Алматы должен стать городом-садом", - заявил Байбек, добавив, что в 2016 году в южной столице будет высажено 45 тысяч деревьев. Кстати говоря, акцент был сделан на посадку лиственных деревьев. Помимо того, был оптимизирован операционный бюджет Универсиады практически в 2 раза - с 32 до 17 миллиардов тенге.

Обратная связь с населением

Сразу же после назначения на пост градоначальника Байбек распорядился проводить уборку улиц только в ночное время, чтобы из-за спецтехники днем не образовывались пробки. Это поручение не могло не обрадовать жителей и гостей города. Тогда же команда акима начала активно налаживать обратную связь с горожанами. Так, появился аккаунт в Instagram, позже - в Facebook. В эти социальные сети стали стекаться сотни жалоб и просьб алматиницев. Позже аким признался, что первое время было непросто оперативно реагировать на обращения горожан, которые поступают в огромном количестве. "Был страх того, что если мы будем открыты, подотчетны, будем использовать возможности социальных сетей, то мы просто будем завалены обращениями, жалобами граждан. На первом этапе так и было, но сегодня 85 процентов жалоб и обращений решаются", - заявил тогда аким. Кроме этого была введена прямая трансляция в Periscope важных для страны и города событий. 

Также при Байбеке в октябре 2015 года был создан Общественный совет, который на 80 процентов состоит из представителей гражданского общества. В полномочия совета входят рассмотрение и обсуждение проектов бюджетных программ, стратегических планов и программ развития территорий, участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, рассмотрение обращений жителей мегаполиса. 

Транспорт и инфраструктура

С 1 октября в тестовом режиме была запущена система "Оңай". Три месяца алматинцы привыкали к новому способу оплаты проезда. С 11 января 2016 года отменили прием наличных денег в автобусах и троллейбусах. Правда, внедрение инновации не обошлось без скандалов. Руководители частных автопарков утверждали, что новая система оплаты разоряет перевозчиков. Водители даже грозились не выйти на маршруты. Жители пригородов мегаполиса возмущались нововведением и даже устраивали забастовки. А адвокат Марат Усипбеков подал иск на TOO "Транспортный холдинг Алматы", которое занимается внедрением электронного билетирования "Оңай". Истец призвал обязать ответчика возобновить выпуск бумажных проездных билетов на всех видах общественного транспорта в Алматы, а также признать действия создателя системы неправомерными. Однако он проиграл суд против создателя системы "Оңай". Позже альтернатива проездным все-таки появилась в общественном транспорте мегаполиса. Наряду с этим была также внедрена разовая оплата. В результате чего некоторые эксперты в транспортной области пришли к выводу, что система электронного билетирования была внедрена поспешно.

Еще одно весьма резонансное решение было принято акимом в конце октября. После двух крупных ДТП с участием трамваев Байбек в прямом эфире Periscope посетил депо. Однако увиденным он остался недоволен. В результате аким решил приостановить деятельность трамвайного депо на неопределенное время "в целях безопасности".

Впрочем, до сих пор непонятна дальнейшая судьба трамвайного парка. Некоторые алматинцы предполагают, что на освободившейся территории будет построен очередной торговый центр. По информации акимата, легкорельсовый транспорт станет альтернативой трамвайному сообщению. Так, по оценкам экспертов, стоимость замены рельсов на существующих трамвайных путях и закупки дополнительного подвижного состава обойдется в 16,6 миллиарда тенге. "В связи с этим считаем возобновление работы трамвайного маршрута экономически нецелесообразным. Что касается вопроса демонтажа рельсов в городе, сообщаем, что данный вопрос находится на рассмотрении", - добавили тогда в акимате.


Предварительная схема движения ЛРТ.

В январе Байбек заявил, что акимат передал в доверительное управление без права выкупа муниципальный автопарк и троллейбусный парк шымкентскому перевозчику Green bus company. Также он сказал, что намерен избавить Алматы от небезопасных автобусов. Кроме того, были закуплены автобусы с кондиционерами, а также градоначальник заявлял, что частными инвесторами для южной столицы будет приобретено 200 новых автобусов на газе. 

С 1 ноября акимат ввел запрет на взимание платы на всех автопарковках тротуарного типа, а также запретил парковщикам брать деньги за помощь в парковке. Отмечалось, что запрет на взимание платы будет действовать до введения Единой системы платных автопарковок города. Так, с конца июня в Алматы в тестовом режиме заработала первая платная автопарковка по улице Зенкова. За это время через паркоматы прошло около 12 тысяч автомобилей. Платная парковка появится и рядом с акиматом мегополиса. В целом, по мнению разработчиков, введение системы платных парковок поможет улучшить экологию в городе и на 20 процентов снизить загруженность на дорогах.

Помимо того, акимат уделил особое внимание проблеме пробок на дорогах. В качестве одной из мер стала организация системы выделенных полос для движения общественного транспорта. На текущий момент общая протяженность таких полос по городу составляет 62 километра, а до конца года планируется, что она увеличится до 86 километров. План по разгрузке дорог от пробок включает в себя и строительство транспортных развязок. 

Также алматинские власти приняли решение об ограничении въезда частного автотранспорта на территорию "Шымбулака". Это решение было принято в рамках исполнения поручений Главы государства, касающихся улучшения экологической ситуации в предгорных районах Алматы и подготовки 28-й зимней Универсиады 2017 года. Сейчас на горнолыжный курорт можно добраться с помощью гондольной дороги или воспользоваться услугами эко-такси, автомобили которых переоборудованы на газ.

Снос домов и незаконных построек 

Самым главным событием прошлого года стало принятие программы развития "Алматы-2020". Документ активно обсуждался с представителями общественности. Вовлечь ее в решение проблем города решил сам Байбек. 

При новом руководстве в мегаполисе был снесен старый дом в центре города по адресу Желтоксан, 115. Информация о том, что здание в "старом центре" Алматы планируют снести, вызвала большой резонанс в обществе. Представители общественности города, в число которых вошли архитекторы, скульпторы, артисты, работники телевидения и общественные деятели, выступили против сноса строения, которое ранее входило в часть комплекса правительственных зданий в квадрате улиц Богенбай батыра - Гоголя - Абылай хана - Панфилова.

Активисты обратились к депутатам с целью создания документа по сохранению исторической части городов Казахстана. Также неравнодушные алматинцы провели несколько флешмобов в знак протеста против сноса здания в центре города.

В конце июля застройщики показали проект комплекса зданий, который собираются возвести на месте старого дома в центре Алматы. "Предлагаемое нами здание будет отвечать архитектуре квартала. Это хороший сталинский ампир, соответствует духу развития всего этого квартала и исторического центра Алматы. Это невысокая стекляшка, которой пугают жителей города, переживающих за его облик. Наше здание будет иметь шесть этажей, трехуровневый подземный экопаркинг, который позволит сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду", - рассказывал руководитель проекта Андрей Калмыков. Тем не менее подобный ответ не убедил общественников. 

После этого демонтировали здание кинотеатра "Алатау" и на его месте построили McDonald's, несмотря на возмущение алматинцев. Байбек, выступая на брифинге в СЦК в Астане, заявил, что ностальгирует по старому Алматы, но о сносе кинотеатра "Алатау" не жалеет.

Также шквал критики алматинцев вызвала реконструкция здания бывшего Республиканского Дома политпросвещения, расположенного в квадрате проспектов Достык, Абая и улиц Пушкина и Курмангазы. Правда, в Управлении архитектуры и градостроительства Алматы поспешили заверить, что сносить здание не собираются. Новый проект, по словам Байбека, визуально будет соответствовать прежнему облику здания, но с важными улучшениями. "То есть сделают доступным для граждан. Верхние этажи будут сданы под офисы. То есть заново воссоздадут этот проект, только его улучшат", - пояснил Байбек. Говоря о фонтане "Одуванчики" перед бывшим Домом политпросвещения, аким отметил, что сейчас обсуждается вариант его переноса в другое место. "Мы хотим там сделать, и это сделает инвестор за свой счет, современный европейский фонтан, который будет называться "Тысячелетие". К празднованию тысячелетия нашего города. (...) Это будет такой фонтан, на котором можно будет проводить мероприятия и бегать между этими струйками", - пояснил тогда аким.

В феврале Градсоветом был введен запрет на строительство зданий больше 12 метров или 3 этажей выше проспекта Аль-Фараби, а также запрет возведения любых зданий в горной местности. Это решение было принято после визита в Алматы Нурсултана Назарбаева, который раскритиковал строительство коттеджей на Шымбулаке и выше проспекта Аль-Фараби.

10 мая в Алматы произошел пожар в супермаркете "Юбилейный".

После этого события последовала череда сноса незаконных построек. Так, например, снесли несколько незаконно возведенных построек в кафе "Луна", которое располагается в микрорайоне "Школьник-2". С помощью спецтехники разрушили пристройки под шашлычную и туалет. Помещения были построены на земельном участке госфонда за пределами своей границы.

Также по решению суда снесли четырехэтажную постройку на месте бывшего детсада. Она была расположена прямо в центре двора. До этого демонтировали популярную донерную на проспекте Абая. ГАСК установил, что собственник ИП сделал пристройку к нежилому помещению без соответствующего права на землю. Всего на текущий момент судом принято решение о сносе 16 незаконных объектов.

За это время город заметно преобразился и пережил ряд нововведений. Если верить обещаниям Байбека, то Алматы должен превратиться в город для людей, а не для машин. Эта концепция была предложена датским архитектором Яном Гейлом. По информации Байбека, по уровню загрязнения Алматы чище, чем Москва, Лос-Анджелес и Нью-Йорк, но грязнее других мировых мегаполисов - Киева и Куала-Лумпура. Он отметил, что для улучшения этой ситуации с участием общественности разработан городской экологический мастер-план. Сейчас, по заверениям акимата, делается все для того, чтобы автолюбители пересели на общественный транспорт.

Теги:

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
©  instagram.com/aya_azamatkyzy
Материал с фотографиями Материал с видео
© facebook.com/MissionDrivenGoods
Материал с фотографиями Материал с видео
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (198)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц