МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана V Переработку Путешествия ЧМ 2018
KZ RU
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 340.27
EUR / KZT - 396.31
CNY / KZT - 52.39
RUB / KZT - 5.39

Байбек 2.0. Что произошло с Алматы за два года?

08 августа 2017, 15:10
115
Фото © Tengrinews.kz
Фото © Tengrinews.kz

Завтра, 9 августа, исполняется ровно два года с момента назначения Бауыржана Байбека на пост акима Алматы. Тогда новость о смене градоначальника была воспринята по-разному: кто-то обрадовался, что акимом стал алматинец, а кто-то вспомнил о его ранних высказываниях про экономию воды и пользе сна в холодном помещении. С приходом Байбека в мегаполисе произошло немало событий: аким приостановил деятельность трамвайного депо и финансирование строительства высокогорного курорта "Кок-Жайляу", занялся сносом домов, киосков, заборов, незаконных построек, распорядился о введении единого стандарта остановок, торговых павильонов, скамеек, урн, балконов, рекламных конструкций.

Он активно занимается и привлечением частных инвестиций для строительства школ, поликлиник, дошкольных учреждений, детских площадок. Помимо этого в Алматы продолжают приходить иностранные бренды. Бауыржан Байбек один из первых акимов в южной столице, который решился на кардинальные изменения в Алматы. Градоначальник планирует сделать город более комфортным для пешеходов, чем для автолюбителей. Новая концепция не у всех находит понимание, но городские власти объясняют свое решение жизненной необходимостью. Население города растет, изнашивается инфраструктура, количество автотранспорта увеличивается, в следствии чего ухудшается экология. Байбек периодически критикует КСК, качество бюджетных новостроек в Алматы, построенных на месте ветхого жилья, частные автопарки

Редакция Tengrinews.kz вспоминает, что за это время сделал Байбек на посту градоначальника, выбрав инициативы, которые больше всего запомнились алматинцам.

Обильные дожди, и небывалый снегопад 

В прошлом году из-за проливных дождей город изрядно топило. Дожди затапливали дома, улицы, подземные переходы, а также вестибюли станций метро. Потопы в Алматы даже вдохновили шутников на создание фотожаб. После очередных подтоплений акиматом впервые была проведена инвентаризация арычной системы города. Было отмечено, что около 50 процентов арычных сетей находятся в неудовлетворительном состоянии. Поэтому акимат объявил о начале работ по строительству 15 километров арычных сетей на 25 улицах города, а также по благоустройству русел рек Есентай и Карасу - 9,1 километра.

Весной этого же года город вновь продолжило подтапливать. В затруднительном положении из-за обильных осадков снова оказались жители Наурызбайского, Алатауского и Алмалинского районов. 

Еще один трагический случай произошел в начале июня: девушка упала в арык с дождевой водой и утонула. При попытке перепрыгнуть арык она подскользнулась, упала и была подхвачена водой. 

Если в 2015 году Байбеку откровенно повезло с зимой, то в этом году акимату пришлось не сладко. Коммунальные службы не успевали оперативно реагировать и чистить снег. Хотя до этого пресс-служба акима заверяла, что власти города готовы к обильному снегопаду. Однако это не спасло Алматы от транспортного коллапса: рабочие не справились со снегом, в результате в городе образовались пробки. Тогда же акимат назвал снегопад в Алматы небывалым. В итоге Байбек пообещал на отчетной встрече с населением исправиться и учесть все ошибки. Тогда он объяснил, что акимат обсуждает с фирмой из Швейцарии модернизацию городской системы уборки снега в Алматы. Стоит отметить, что был даже освобожден от занимаемой должности руководитель Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Эльдар Кильдибаев из-за того, что он не справился с уборкой снега.

Instagram, Facebook, Periscope

В самом начале своего пути команда Байбека начала активно налаживать обратную связь с горожанами. Появился аккаунт в Instagram, позже - в Facebook. В эти социальные сети стали стекаться сотни жалоб и просьб алматинцев. Как признался позже сам Байбек, в первое время писем было так много, что стали возникать опасения, возможно ли отвечать всем. "Был страх того, что если мы будем открыты, подотчетны, будем использовать возможности социальных сетей, то мы просто будем завалены обращениями, жалобами граждан. На первом этапе так и было, но сегодня 85 процентов жалоб и обращений решаются", - поделился одной из первых побед аким спустя некоторое время. Кроме этого, была введена прямая трансляция в Periscope важных для страны и города событий. Правда, со временем выходить в Periscope акимат стал реже. К слову, взять личное интервью у Байбека пока не удалось ни одному СМИ. 

Также при нем в октябре 2015 года был создан Общественный совет, в полномочия которого входят рассмотрение и обсуждение проектов бюджетных программ, стратегических планов и программ развития территорий, участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, рассмотрение обращений жителей мегаполиса.

"Оңай" оказался не "оңай", и транспортные нововведения

С 1 октября 2015 года в тестовом режиме была запущена система "Оңай". Три месяца алматинцы привыкали к новому способу оплаты проезда. С 11 января 2016 года отменили прием наличных денег в автобусах и троллейбусах. Правда, внедрение инновации не обошлось без скандалов. Руководители частных автопарков утверждали, что новая система оплаты разоряет перевозчиков. Водители даже грозились не выйти на маршруты. Жители пригородов мегаполиса возмущались нововведением, жаловались на отсутствие альтернативой формы оплаты. В июне прошлого года вновь стало возможным оплачивать наличными, были внедрены так называемые разовые билеты.

Позже появились и проездные. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz международный эксперт по устойчивому транспорту и городскому планированию Гвидо Бруггеман, хорошо знакомый с ситуацией вокруг общественного транспорта Алматы, отметил, что власти города слишком быстро внедрили эту систему. По его словам, изначально было понятно, что нужно было сразу подумать об альтернативе проездным, о разовом билете, а также пересмотреть тарифы на общественный транспорт. В свою очередь премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев во время посещения ПИТ "Алатау" прокомментировал итоги внедрения проекта электронного билетирования в Алматы, заявив о том, что "Оңай" оказался не "оңай".

Еще одно значимое событие для города - введение так называемого дифференцированного тарифа за проезд в автобусах и троллейбусах. Теперь если горожанин предпочитает платить за проезд наличными деньгами, то для него цена поездки подорожала до 150 тенге. При оплате единой транспортной картой "Онай", банковской картой или посредством SMS тариф за проезд остался прежним - 80 тенге. 

Весьма резонансное решение было принято акимом в конце октября 2015 года. Была приостановлена деятельность трамвайного депо, которое работало с 7 ноября 1937 года, в связи с выявленными нарушениями при эксплуатации этого вида транспорта. Байбек принял такое решение после череды крупных ДТП с участием трамваев. Впрочем некоторые алматинцы принятым решением оказались недовольны, предположив, что на освободившейся территории будет построен очередной торговый центр. 

Позже в акимате пояснили, что легкорельсовый транспорт станет альтернативой трамвайному сообщению. По последним данным, ЛРТ запустят в Алматы в 2021 году. Байбек объяснял, что возобновление работы трамвайного маршрута считается экономически нецелесообразным. Отмечалось, что стоимость замены рельсов на существующих трамвайных путях и закупки дополнительного подвижного состава обойдется в 16,6 миллиарда тенге.

В начале июня в Алматы приступили к демонтажу трамвайных путей. Сейчас демонтаж трамвайных рельсов протяженностью 7,2 километра производится на трех улицах: Шевченко, Кунаева и Утепова. Работы планируется завершить в сентябре. Демонтированные трамвайные рельсы продадут в другие регионы Казахстана, где трамвай используется как один из видов общественного транспорта. Кроме того, на территории трамвайного депо по улице Байтурсынова построят многофункциональный комплекс DEPO Evolution Park. 

В январе 2016 года акимат передал в доверительное управление без права выкупа муниципальный автопарк и троллейбусный парк шымкентскому перевозчику Green bus company. Кроме того, в июне этого года стало известно, что новый муниципальный автопарк появится в Алматы. Им управляет коммунальное предприятие "Алматыэлектротранс". Автопарком уже были запущены новые автобусные маршруты по просьбам жителей присоединенных к городу поселков. 

До конца года в Алматы в рамках транспортной реформы планируют закупить около 300 автобусов на сумму 11,5 миллиарда тенге. 

Акимат также планирует выделить почти четыре миллиарда тенге из городского бюджета на субсидии перевозчикам пригородных железнодорожных маршрутов сообщением Капшагай - Алматы - Капшагай и Узынагаш - Алматы. Отметим, что это не первая попытка властей запустить поезда в пригород Алматы. Дважды запускался поезд из Капшагая до станции Алматы-1. Два перевозчика из-за нерентабельности и отсутствия поддержки властей прекратили движение поездов.

Год назад акимат Алматы объявил о закупке экологичных автобусов марки Daewoo, "оснащенных кондиционерами". Однако, как позже выяснилось, закупленные автобусы не были оснащены кондиционерами. Сейчас акимат рассматривает закупку других автобусов с кондиционерами воздуха. 

6 октября 2016 года акимат Алматы подписал меморандум с казахстанской компанией FalconEuroBus и автомобилестроительным концерном Daimler AG, в рамках которого планировалась поставка автобусов марки Mercedes для обслуживания городских маршрутов. Согласно этому документу, первые 20 автобусов должны были появиться в Алматы в декабре 2016 года. Кроме этого, сообщалось, что компания построит свой автопарк. Однако обещанные автобусы в конце 2016 года так и не появились на улицах города. В мае 2017 года в интервью Tengrinews.kz руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов рассказывал, что Falcon Group предпочли подписать новое соглашение с компанией Eurabus. Позже на дорогах мегаполиса все-таки стал курсировать первый электроавтобус. 

С 1 ноября 2016 года акимат ввел запрет на взимание платы на всех автопарковках тротуарного типа, а также запретил парковщикам брать деньги за помощь при парковке. Также стали открываться платные парковки. Платные парковки появились возле Арбата, БЦ "Нурлы Тау", Зеленого базара, городского акимата и на других улицах

В начале июня Байбек в рамках рабочего обхода Бостандыкского района остался недоволен благоустройством прилегающей к Центральному стадиону территории. Аким потребовал убрать стихийную парковку у Центрального стадиона. 

Во время работы Байбека на посту акима на проспекте Абая и Райымбека появились обособленные полосы для движения общественного транспорта. Позже аналогичные полосы были введены на улицах Желтоксан и Наурызбай батыра. Кроме того, в сентябре будет введено одностороннее движение транспортных средств на улицах Шевченко и Курмангазы. 

Также алматинские власти приняли решение об ограничении въезда частного автотранспорта на территорию "Шымбулака".

В феврале Байбек заявлял о том, что 86 сотрудников акимата вместе с ним пересядут на велосипеды. Но пока градоначальника на этом транспорте горожане особо не видели. Но велосипедной инфраструктуре начали уделять внимание. Так, например, алматинские власти решили сузить улицу Байтурсынова для автомобилей и сделать более удобной для пешеходов, на ней в скором времени появится велодорожка. Сейчас напротив КазНТУ имени К.Сатпаева идут работы по реконструкции улицы. Также новая велодорожка от микрорайона "Орбита" до Зеленого базара появится до конца этого года.

Продолжат строить и новые станции метро. Две новые станции появятся в Наурызбайском районе. Также акимат объявил и о начале строительства первого участка БРТ длиной 8,5 километра. Строительство первого участка должно быть завершено до конца года. После этого будет начат второй участок длиной 14,5 километра. 

В целом на протяжении всей осени и зимы неоднократно возникали проблемы с общественным транспортом. Акимату даже пришлось извиняться перед алматинцами за перебои с автобусами. 

Снос домов, незаконных построек и отказ от неэффективных проектов

При Байбеке в мегаполисе был снесен старый дом в центре города по адресу Желтоксан, 115. Информация о том, что здание в "старом центре" Алматы планируют снести, вызвала большой резонанс в обществе. Представители общественности города, в число которых вошли архитекторы, скульпторы, артисты, работники телевидения и общественные деятели, выступили против сноса строения, которое ранее входило в часть комплекса правительственных зданий в квадрате улиц Богенбай батыра - Гоголя - Абылай хана - Панфилова.

После этого демонтировали здание кинотеатра "Алатау" и на его месте построили McDonald's, несмотря на возмущение алматинцев. Байбек, выступая на брифинге в СЦК в Астане, заявил, что ностальгирует по старому Алматы, но о сносе кинотеатра "Алатау" не жалеет. 

В феврале 2016 года был введен запрет на строительство зданий больше 12 метров или 3 этажей выше проспекта Аль-Фараби, а также запрет возведения любых зданий в горной местности. Это решение было принято после визита в Алматы Нурсултана Назарбаева, который раскритиковал строительство коттеджей на Шымбулаке и выше проспекта Аль-Фараби.

В мае 2016 года Байбек поручает снести незаконно пристроенные к жилым домам помещения. Так, например, снесли популярную донерную, расположенную на проспекте Абая.

В октябре 2015 года акимат принял решение о приостановлении строительства горнолыжного курорта "Кок-Жайлау" и ряда других объектов в Алматы в целях сокращения неэффективных расходов в бюджете мегаполиса. В общем городской бюджет сэкономил 30 миллиардов тенге.

Кроме того, власти города отказались выкупать ипподром в коммунальную собственность. В результате после ремонта за счет частных инвесторов на ипподроме вновь начали развивать национальные виды спорта.

Также в апреле 2016 года на пресс-конференции в СЦК Байбек сообщил, что в Алматы не должно быть огромных и "давящих" рекламных щитов, подчеркнув, что он любит свой город и его задача сделать мегаполис лучше. В результате он решает освободить городские улицы от "больших" рекламных конструкций. За месяц до этого неизвестные спилили 150 билбордов на Бишкекской, Капшагайской, Алмаарасанской, Верхнекаменской, Кульджинской и Талгарской трассах. Тогда в Управлении архитектуры Алматы ответили, что не знают, кто спилил и увез билборды с улиц. 

Байбек периодически критикует КСК, качество бюджетных новостроек в Алматы, частные автопарки и даже образ жизни и питание алматинцев. 

Резонансный случай с новостройкой в микрорайоне "Алгабас-6" произошел в июне 2016 года. Жители дома были эвакуированы из-за того, что здание дало крен.  Дом был построен в 2014 году компанией "Астана курылыс". Люди заселились в него по госпрограмме в октябре 2015 года. Пока еще ни один чиновник не наказан за то, что принял дом в микрорайоне, построенный по госпрограмме. 

Во время работы в первый год в должности акима Байбек также начал бороться с незаконной вырубкой деревьев. Так, например, руководство ресторана "Шангрила", которое незаконно вырубило несколько деревьев, выплатило штраф и произвело компенсационную посадку. Строительство АЗС на Аль-Фараби в районе Академгородка, где было вырублено порядка 80 деревьев, также остановлено.

В этом году общественники все чаще стали жаловаться на снос деревьев. Ранее акимат сообщал, что в Алматы более 2500 здоровых деревьев снесут из-за расширения дорог и строительства социально-значимых объектов. 

Байбеку удалось отстоял зоопарк для горожан, он останется в коммунальной собственности и не будет передаваться в доверительное управление. Аким также поручил руководству зоопарка продолжить работу по разработке концепции развития зоопарка, усилить работу зоотехнической службы, обеспечить кормление животных согласно утвержденному рациону, завершить работу по чипированию и электронному учету животных, а также обеспечить открытую и прозрачную работу зоопарка посредством общественного контроля.  

Заборы, развязки и пешеходные зоны 

Летом этого года в Алматы начались масштабные работы по благоустройству города. В середине июня улицу Панфилову начали превращать в первую полностью пешеходную зону. Участок улицы от проспекта Кабанбай батыра, где Панфилова упирается в Государственный академический театр оперы и балета имени Абая, до улицы Жибек жолы будет модернизирован и перестроен. Когда убрали асфальт, там обнаружили булыжную мостовую 30-х годов XX века. Байбек поручил сохранить ее. Кроме Панфилова полнопешеходными станут: Арбат (Жибек Жолы от улицы Кунаева до улицы Желтоксан) и площадь "Астана". Улицы Гоголя и Кабанбай батыра станут полупешеходными. 

Напомним, пешеходные зоны в городе создают в соответствии с планом Яна Гейла по трансформации мегаполиса. К слову, в беседе с корреспонденами Tengrinews.kz социолог, специалист по социальной теории, социологии повседневности и городским исследованиям Виктор Вахштайн рассказал, что не все идеи Яна Гейла к Алматы могут быть применимы. 

Кроме того, в Алматы начали сносить заборы. По мнению властей южной столицы, металлические и бетонные ограждения в наши дни не несут никакой нагрузки, а лишь забирают у горожан пространство и портят внешний облик города. Как альтернативу алматинцам предлагается использовать изгороди из зеленых насаждений.

Также в городе начался ремонт теплосетей. По словам официального представителя предприятий энергокомплекса и ЖКХ города Алматы Яна Гирина, более 60 процентов труб в городе уже изношены. По его данным, в 2017 году в Алматы меняют 18 километров труб холодной воды и 32 километра теплосетей. 

Помимо этого, власти мегаполиса занялись ремонтом дорог. По словам пресс-секретаря акима Алматы Тимура Базарбаева, будет обустроено 97 тысяч квадратных метров тротуаров, отремонтировано 146 километров дорожного покрытия.

В городе также ведутся работы по пробивке улицы Фурманова до улицы Жансугурова с эстакадой через железнодорожные пути, пробивке улицы Хмельницкого от проспекта Суюнбая до микрорайона "Жас-Канат", пробивке проспекта Абая от улицы Ауэзова в микрорайоне "Калкаман" до границы города.

Продолжается строительство транспортных развязок на пересечении проспекта Сейфуллина - улицы Жансугурова, проспекта Рыскулова с улицы Емцова и Кульджинским трактом, реконструкция улично-дорожной сети по линии BRT и строительство дорог в микрорайоне "Калкаман" и "Алтын Алаш" Наурызбайского района протяженностью 17,3 километра, а также в микрорайоне "Алгабас "и "Акбулак" Алатауского района протяженностью 11 километров. 

Раскопанный и разломанный центр Алматы планируют привести в порядок ко Дню города - 17 сентября.

Универсиада, брендбук, единый стиль и открытие новых торговых объектов 

У Алматы в прошлом году появился новый логотип, который используется в туристических целях. В центре логотипа расположено яблоко, а семь кругов вокруг него - это семь орбит энергии, заложенной в ядре. 

Однако новый символ города пришелся не по вкусу многим алматинцам. В результате чего горожане даже объявили конкурс на лучшую фотожабу о новом туристическом символе южной столицы, а режиссер фильма "Он и Она" Сакен Жолдас даже предложил свои варианты логотипа Алматы.

Позже студия Артемия Лебедева также оценила нашумевший логотип Алматы. Арт-директору студии Сергею Кулинковичу не понравилась работа дизайнеров. Он указал на некоторые элементы, отметив их комментариями "Шумно", "Сложно", "Притянуто", "Грязно". Тем не менее новый логотип сейчас повсеместно используется. 

При Байбеке был утвержден единый стандарт по девяти категориям: газетные киоски, киоск по реализации билетов, овощные, цветочные павильоны, автолавки, остановочные комплексы и другие. К примеру, в Алматы уже началась установка новых остановочных комплексов без ларьков, появились эскизы новых торговых павильонов для реконструируемых улиц, также в городе введут единый стандарт остекления балконов. 

На долю нового градоначальника выпала честь проводить Универсиаду-2017. За время подготовки к масштабному событию в городе было сделано немало. Например, построены спортивные объекты, которые в дальнейшем будут служить во благо казахстанцев и развития спорта. Стремление произвести неизгладимое впечатление на туристов выражалось даже в том, что накануне события спешно начали "достраивать" здания, дорисовывая окна и двери. Отдельных хлопот потребовало создание в городе, расположенном у подножия гор, белоснежной зимы. Для этого за день до Эстафеты огня коммунальные службы по одной из улиц рассыпали чистый снег поверх грязного. Наконец, город принял непростое решение - пожертвовать комфортом местных жителей и отрядил несколько десятков автобусов на нужды Универсиады. Из-за этого горожане зачастую простаивали на остановках порядка 40 минут. Правда, как выяснилось в разговоре с иностранными гостями, эти усилия оказались вовсе не напрасными. Большинство из них положительно отзываются об уровне организации и о городе в целом. После мероприятия глава FISU отметил, что всемирные студенческие игры в Алматы продемонстрировали готовность Казахстана проводить международные мультиспортивные соревнования самого высокого уровня.

При акиме в Алматы открылось сразу несколько крупных торговых объектов - гипермаркет Carrefour, ТЦ "Алматы молл", супермаркет "Магнум Атак", ТРЦ "Москва", McDonald's, Starbucks и другие. Кроме того, на таксомоторный рынок вышли американский сервис Uber и российское Яндекс.такси. Правда, гипермаркет Carrefour, открытие которого состоялось 10 февраля 2016 года, не выдержал конкуренции с казахстанскими ритейлерами и ушел с рынка. 


Нравится
Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (115)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц